Часто задаваемые вопросы по установке (замене) светотехники
Добавлено: 16 янв 2018, 23:24
Часто задаваемые вопросы по установке (замене) светотехнических приборов.
1. Вопрос: допускается ли замена штатных ламп в фарах (приборах освещения) на лампы другой категории (того же класса) или источника излучения другого класса без замены световых модулей, например установка ламп иной мощности, ксеноновых (диодных) ламп в галогеновые, в том числе линзованные фары?
Ответ: замена лампы накаливания на светодиодную либо газоразрядную (ксеноновую), либо с цоколем мощностью и тп, отличающимся от такового у штатной лампы, без замены светового модуля на предназначенный для данного источника света, не допускается!
См.п.3.8.2 Приложения № 8 к ТР ТС 018/2011
...
В случае установки источника света, не соответствующего указанному в эксплуатационной документации транспортного средства по классу, либо требующего установку (использование) дополнительных элементов по отношению к исходной конструкции фары, либо требующего внесения изменений в электрическую схему транспортного средства, проверяется выполнение положений настоящего технического регламента, касающихся внесения изменений в конструкцию транспортного средства.
...
2. Вопрос: допускается ли установка световых модулей с газоразрядными либо светодиодными источниками света в фары транпортных средств вместо световых модулей с лампами накаливания (включая галогенные)?
Ответ: установка в фару ТС световых модулей с источниками света отличного от штатного класса допускается при выполнении следующих требований:
1) Компоненты ксенонового модуля (газоразрядная лампа, световой модуль и пуско-регулирующее устройство) либо световой модуль со светодиодным источником должны быть сертифицированы.
Однако, в соответствии с п.84 Технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств» средств на детали, узлы и системы, запасные части и принадлежности, бывшие в употреблении, предоставление сертификатов соответствия не требуется. Но в этом случае на всех составляющих ксенонового модуля должна присутствовать соответствующая маркировка ("D..." и буква "E" в круге).
Для светового модуля со сменным светодиодным источником требуется утверждение светодиодного светоизлучающего модуля в составе светового модуля, что подтверждается маркировкой светодиодного модуля MD_, совпадающей с маркировкой источника на фаре-доноре
либо применением светодиодных источников, сертифицированных на соответствие Правилам 128 и соответствующих документации на фару
2) Наличие устройства очистки фар, соответствующего Правилам ЕЭК ООН №45 (см.п.3.8.3 Приложения № 8 к ТР ТС 018/2011);
3) Наличие работоспособного автоматического регулирующего устройства (автокорректор) угла наклона фар (см.п.3.8.3 Приложения № 8 к ТР ТС 018/2011);
4) Переднее стекло модернизируемой фары не должно иметь оптических элементов, участвующих в формировании светового пучка (не рифленое).
При установке световых модулей с источниками света, отличающихся от штатных классом, требуется прохождение процедуры внесения изменений в конструкцию.
Темы на форуме:
Установка ксеноновых билинз в фары автомобилей
Регистрация газоразрядных источников света (ксенон)
3. Вопрос: допускается ли установка галогеновых линз в рефлекторные фары?
Ответ: установка галогеновых линз в галогеновые рефлекторные фары допускается при условии, что галогеновая линза сертифицирована (наличие маркировки на линзе) или бывшая в употреблении от другого автомобиля.
Тема на форуме: Галогенные линзы в штатные фары.
4. Вопрос: допускается ли замена штатных ламп в устройствах световой сигнализации на лампы другой категории (того же класса) или источника излучения другого класса без замены световых модулей, например установка ламп иной мощности, ксеноновых (диодных) ламп?
Ответ: Установка газоразрядных ламп в устройства световой сигнализации не допускается.
Установка ламп накаливания отличной от штатной категории без замены устройств световой сигнализации на сертифицированные с этой категории ламп не допускается.
Касательно замены ламп накаливания в приборах световой сигнализации на светодиодные, в настоящее время идет либерализация требований Правил ЕЭК ООН, в которые вводятся определенные допущения по применению светодиодов. Предварительно требуется эквивалентность светодиодных ламп штатным лампам накаливания по таким характеристикам как цветовая температура, диаграмма светоизлучения, световой поток, геометрическое расположение светоизлучающего тела относительно базовой плоскости цоколя.
Кроме того, в настоящее время утверждены Правила ЕЭК ООН 128 в отношении светодиодов. Внесение данных Правил в перечень требований к автокомпонентам в Приложении 10 к ТР ТС 018/2011 предполагается в очередных поправка в ТР.
5. Вопрос: можно установить на автомобили дневные ходовые огни, если они не предусмотрены конструкцией ТС?
Ответ: допускается установка двух сертифицированных (Правила ЕЭК ООН № 87-00) ходовых огней согласно Правилам ЕЭК ООН № 48
Основные требования:
Установка: Обязательна на автомобилях. Запрещена на прицепах.
Число: Два.
Схема монтажа: Специальных требований нет.
Размещение.
По ширине: расстояние между внутренними краями поверхностей, видимых в направлении исходной оси, должно быть не менее 600 мм.
Это расстояние может быть уменьшено до 400 мм, если габаритная ширина транспортного средства менее 1 300 мм.
По высоте: на расстоянии от 250 мм до 1 500 мм над уровнем грунта.
По длине: на передней части транспортного средства. Это требование считают выполненным, если излучаемый свет не мешает водителю ни непосредственно, ни косвенно за счет отражения устройствами непрямого обзора и/или другими отражающими поверхностями транспортного средства.
Геометрическая видимость:
Горизонтальный угол: 20º наружу и 20 º внутрь.
Вертикальный угол: 10 º вверх и 10 º вниз.
Направление: Вперед.
Функциональная электрическая схема: Дневные ходовые огни должны включаться автоматически, когда устройство запуска и/или остановки двигателя находится в положении, допускающем возможность работы двигателя. Однако, дневные ходовые огни могут оставаться выключенными при установке рукоятки регулирования автоматической коробки передач в стояночное или нейтральное положение, при включенном стояночном тормозе либо после запуска двигателя, но до начала движения транспортного средства.
Дневные ходовые огни должны автоматически выключаться при включении передних противотуманных огней или головных фар, кроме тех случаев, когда головные фары используются для подачи периодических световых сигналов предупреждения в течение коротких промежутков времени.
Если расстояние между указателем поворота и дневным ходовым огнем составляет не более 40 мм, функциональная электрическая схема дневного ходового огня на соответствующей стороне транспортного средства может быть такой, чтобы либо:
а) он выключался, либо
b) сила его света снижалась на весь период (цикл вкл./выкл.) работы переднего указателя поворота.
Если указатель поворота совмещен с дневным ходовым огнем, то функциональная электрическая схема дневного ходового огня на соответствующей стороне транспортного средства должна быть такой, чтобы дневной ходовой огонь выключался на весь период (цикл вкл./выкл.) работы указателя поворота.
Контрольный сигнал: Факультативен в виде замкнутого контура.
Прочие требования: Нет.
При установке ходовых огней требуется прохождение процедуры внесения изменений в конструкцию.
Тема на форуме: Установка "дневных ходовых огней" ("DRL")
6. Вопрос: возможна установка дополнительного (рабочего) света на бампер и багажник?
Ответ: возможность установки нештатных запасных частей и дополнительных элементов конструкции на транспортных средствах, находящихся в эксплуатации и зарегистрированных в ГИБДД регламентируется разделом 4 (п.75-80) Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011), предусматривающим проведение регистрационных действий на основании «Заключения предварительной технической экспертизы», «Протокола...» и «Свидетельства о соответствии конструкции требованиям безопасности». Согласно определения из ТР ТС 018/2011: "Внешние световые приборы" - устройства для освещения дороги, государственного регистрационного знака, а также устройства световой сигнализации. При этом, согласно п. 2.1.6.4 «Требования к электрооборудованию, освещению и сигнализации» Приложения №6 «Дополнительные требования к специализированным и специальным транспортным средствам», специальные и специализированные ТС должны быть оборудованы внешними световыми приборами для обеспечения освещенности рабочих органов и рабочей зоны, в технологическом режиме, на расстоянии 20 м. Т.к. рабочие органы специальных и специализированных автомобилей могут располагаться в любой части ТС, соответственно освещение этих органов может осуществляться в любом направлении относительно ТС, в зависимости от рабочей зоны применения данных органов для обеспечения их видимости другими участниками дорожного движения. В связи с тем, что «внешние световые приборы для обеспечения освещенности рабочих органов и рабочей зоны» являются источниками электромагнитного излучения, такие приборы должны в обязательном порядке пройти процедуру подтверждения соответствия требованиям Правил ЕЭК ООН №10 (Приложение 2 «Перечень требований, установленных в отношении типов выпускаемых в обращение транспортных средств (шасси)»). С учетом вышеизложенного, считаем допустимым, при выполнении требований правил ЕЭК ООН №26, установку сертифицированных «внешних световых приборов для обеспечения освещенности рабочей зоны» на транспортные средства повышенной проходимости для использования, исключительно, вне дорог общего пользования, например, при погрузо-разгрузочных и поисково-спасательных работах, освещении спортивной трассы при внедорожных соревнованиях и т.п. Однако, при их установке на ТС должна быть исключена возможность ослепления участников дорожного движения, при эксплуатации ТС, с данными световыми приборами, на автомобильных дорогах общего пользования.
Тема на форуме: Люстра
7. Вопрос: возможна установка ангельских глазок из светодиодной ленты в штатную фару?
Ответ: установка «ангельских глазок» из светодиодной ленты не допускается!
Установка «ангельских глазок» (габаритные огни и (или) дневные ходовые огни) допускается устанавливать только сертифицированные или бывшие в употреблении.
8. Вопрос: возможна установка цветной подсветки днища на автомобиле?
Ответ: установка любых дополнительных световых приборов снаружи транспортного средства, а в ряде случаев – и внутри, является внесением изменений в конструкцию транспортного средства, требующим выполнения соответствующих процедур, предусмотренных техническим регламентом.
Установка таких световых приборов может быть разрешена, если они (1) не мешают выполнению функций штатных световых приборов и (2) не провоцируют негативные явления, например, ослепление встречных или попутных водителей, искажение образа транспортного средства и т.п.
С точки зрения содержания ТР - подсветка днища не регламентируется.
Согласно Правил дорожного движения Российской Федерации:
...
Перечень неисправности автомобилей, автобусов, автопоездов, прицепов, мотоциклов, мопедов, тракторов, других самоходных машин и условия, при которых запрещается их эксплуатация
Внешние световые приборы
...
3.6. На транспортном средстве установлены:
...
• спереди - световые приборы с огнями любого цвета, кроме белого, желтого или оранжевого, и световозвращающие приспособления любого цвета, кроме белого;
• сзади - фонари заднего хода и освещения государственного регистрационного знака с огнями любого цвета, кроме белого, и иные световые приборы с огнями любого цвета, кроме красного, желтого или оранжевого, а также световозвращающие приспособления любого цвета, кроме красного.
Т.е. недопустимо, чтобы при установке цветной подсветки днища, освещалось что-либо, кроме дороги непосредственно под автомобилем.
Тема на форуме: Так называемая "Неоновая подсветка днища"
9. Вопрос: что мне грозит при установке в фары нештатных ламп иного класса?
Ответ: на такое нарушение распространяется Статья 12.5 часть 1, А именно:
"1. Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения эксплуатация транспортного средства запрещена, за исключением неисправностей и условий, указанных в частях 2 - 7 настоящей статьи, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей."
Также в случае нарушения фотометрических параметров фары (наличие и форма СТГ, освещенность контрольных точек или сила света в заданных направлениях) либо несоответствия цвета изучаемого света световых приборов требованиям ПДД, согласно сложившейся правоприменительной практике трактуется как нарушение режима фар или цветовых параметров световых приборов, статья 12.5 ч.3.
Помимо статьи 12.5 ч.1 и/или 12.5.ч.3 такое транспортное средство попадает под запрет эксплуатации, а именно на него распространяется п. 7.18 Перечня неисправностей при которых запрещается эксплуатация ТС Основных положений по допуску ТС к эксплуатации... Правил дорожного движения РФ:
"7.18. В конструкцию транспортного средства внесены изменения без разрешения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органов, определяемых Правительством Российской Федерации."
1. Вопрос: допускается ли замена штатных ламп в фарах (приборах освещения) на лампы другой категории (того же класса) или источника излучения другого класса без замены световых модулей, например установка ламп иной мощности, ксеноновых (диодных) ламп в галогеновые, в том числе линзованные фары?
Ответ: замена лампы накаливания на светодиодную либо газоразрядную (ксеноновую), либо с цоколем мощностью и тп, отличающимся от такового у штатной лампы, без замены светового модуля на предназначенный для данного источника света, не допускается!
См.п.3.8.2 Приложения № 8 к ТР ТС 018/2011
...
В случае установки источника света, не соответствующего указанному в эксплуатационной документации транспортного средства по классу, либо требующего установку (использование) дополнительных элементов по отношению к исходной конструкции фары, либо требующего внесения изменений в электрическую схему транспортного средства, проверяется выполнение положений настоящего технического регламента, касающихся внесения изменений в конструкцию транспортного средства.
...
2. Вопрос: допускается ли установка световых модулей с газоразрядными либо светодиодными источниками света в фары транпортных средств вместо световых модулей с лампами накаливания (включая галогенные)?
Ответ: установка в фару ТС световых модулей с источниками света отличного от штатного класса допускается при выполнении следующих требований:
1) Компоненты ксенонового модуля (газоразрядная лампа, световой модуль и пуско-регулирующее устройство) либо световой модуль со светодиодным источником должны быть сертифицированы.
Однако, в соответствии с п.84 Технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств» средств на детали, узлы и системы, запасные части и принадлежности, бывшие в употреблении, предоставление сертификатов соответствия не требуется. Но в этом случае на всех составляющих ксенонового модуля должна присутствовать соответствующая маркировка ("D..." и буква "E" в круге).
Для светового модуля со сменным светодиодным источником требуется утверждение светодиодного светоизлучающего модуля в составе светового модуля, что подтверждается маркировкой светодиодного модуля MD_, совпадающей с маркировкой источника на фаре-доноре
либо применением светодиодных источников, сертифицированных на соответствие Правилам 128 и соответствующих документации на фару
2) Наличие устройства очистки фар, соответствующего Правилам ЕЭК ООН №45 (см.п.3.8.3 Приложения № 8 к ТР ТС 018/2011);
3) Наличие работоспособного автоматического регулирующего устройства (автокорректор) угла наклона фар (см.п.3.8.3 Приложения № 8 к ТР ТС 018/2011);
4) Переднее стекло модернизируемой фары не должно иметь оптических элементов, участвующих в формировании светового пучка (не рифленое).
При установке световых модулей с источниками света, отличающихся от штатных классом, требуется прохождение процедуры внесения изменений в конструкцию.
Темы на форуме:
Установка ксеноновых билинз в фары автомобилей
Регистрация газоразрядных источников света (ксенон)
3. Вопрос: допускается ли установка галогеновых линз в рефлекторные фары?
Ответ: установка галогеновых линз в галогеновые рефлекторные фары допускается при условии, что галогеновая линза сертифицирована (наличие маркировки на линзе) или бывшая в употреблении от другого автомобиля.
Тема на форуме: Галогенные линзы в штатные фары.
4. Вопрос: допускается ли замена штатных ламп в устройствах световой сигнализации на лампы другой категории (того же класса) или источника излучения другого класса без замены световых модулей, например установка ламп иной мощности, ксеноновых (диодных) ламп?
Ответ: Установка газоразрядных ламп в устройства световой сигнализации не допускается.
Установка ламп накаливания отличной от штатной категории без замены устройств световой сигнализации на сертифицированные с этой категории ламп не допускается.
Касательно замены ламп накаливания в приборах световой сигнализации на светодиодные, в настоящее время идет либерализация требований Правил ЕЭК ООН, в которые вводятся определенные допущения по применению светодиодов. Предварительно требуется эквивалентность светодиодных ламп штатным лампам накаливания по таким характеристикам как цветовая температура, диаграмма светоизлучения, световой поток, геометрическое расположение светоизлучающего тела относительно базовой плоскости цоколя.
Кроме того, в настоящее время утверждены Правила ЕЭК ООН 128 в отношении светодиодов. Внесение данных Правил в перечень требований к автокомпонентам в Приложении 10 к ТР ТС 018/2011 предполагается в очередных поправка в ТР.
5. Вопрос: можно установить на автомобили дневные ходовые огни, если они не предусмотрены конструкцией ТС?
Ответ: допускается установка двух сертифицированных (Правила ЕЭК ООН № 87-00) ходовых огней согласно Правилам ЕЭК ООН № 48
Основные требования:
Установка: Обязательна на автомобилях. Запрещена на прицепах.
Число: Два.
Схема монтажа: Специальных требований нет.
Размещение.
По ширине: расстояние между внутренними краями поверхностей, видимых в направлении исходной оси, должно быть не менее 600 мм.
Это расстояние может быть уменьшено до 400 мм, если габаритная ширина транспортного средства менее 1 300 мм.
По высоте: на расстоянии от 250 мм до 1 500 мм над уровнем грунта.
По длине: на передней части транспортного средства. Это требование считают выполненным, если излучаемый свет не мешает водителю ни непосредственно, ни косвенно за счет отражения устройствами непрямого обзора и/или другими отражающими поверхностями транспортного средства.
Геометрическая видимость:
Горизонтальный угол: 20º наружу и 20 º внутрь.
Вертикальный угол: 10 º вверх и 10 º вниз.
Направление: Вперед.
Функциональная электрическая схема: Дневные ходовые огни должны включаться автоматически, когда устройство запуска и/или остановки двигателя находится в положении, допускающем возможность работы двигателя. Однако, дневные ходовые огни могут оставаться выключенными при установке рукоятки регулирования автоматической коробки передач в стояночное или нейтральное положение, при включенном стояночном тормозе либо после запуска двигателя, но до начала движения транспортного средства.
Дневные ходовые огни должны автоматически выключаться при включении передних противотуманных огней или головных фар, кроме тех случаев, когда головные фары используются для подачи периодических световых сигналов предупреждения в течение коротких промежутков времени.
Если расстояние между указателем поворота и дневным ходовым огнем составляет не более 40 мм, функциональная электрическая схема дневного ходового огня на соответствующей стороне транспортного средства может быть такой, чтобы либо:
а) он выключался, либо
b) сила его света снижалась на весь период (цикл вкл./выкл.) работы переднего указателя поворота.
Если указатель поворота совмещен с дневным ходовым огнем, то функциональная электрическая схема дневного ходового огня на соответствующей стороне транспортного средства должна быть такой, чтобы дневной ходовой огонь выключался на весь период (цикл вкл./выкл.) работы указателя поворота.
Контрольный сигнал: Факультативен в виде замкнутого контура.
Прочие требования: Нет.
При установке ходовых огней требуется прохождение процедуры внесения изменений в конструкцию.
Тема на форуме: Установка "дневных ходовых огней" ("DRL")
6. Вопрос: возможна установка дополнительного (рабочего) света на бампер и багажник?
Ответ: возможность установки нештатных запасных частей и дополнительных элементов конструкции на транспортных средствах, находящихся в эксплуатации и зарегистрированных в ГИБДД регламентируется разделом 4 (п.75-80) Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011), предусматривающим проведение регистрационных действий на основании «Заключения предварительной технической экспертизы», «Протокола...» и «Свидетельства о соответствии конструкции требованиям безопасности». Согласно определения из ТР ТС 018/2011: "Внешние световые приборы" - устройства для освещения дороги, государственного регистрационного знака, а также устройства световой сигнализации. При этом, согласно п. 2.1.6.4 «Требования к электрооборудованию, освещению и сигнализации» Приложения №6 «Дополнительные требования к специализированным и специальным транспортным средствам», специальные и специализированные ТС должны быть оборудованы внешними световыми приборами для обеспечения освещенности рабочих органов и рабочей зоны, в технологическом режиме, на расстоянии 20 м. Т.к. рабочие органы специальных и специализированных автомобилей могут располагаться в любой части ТС, соответственно освещение этих органов может осуществляться в любом направлении относительно ТС, в зависимости от рабочей зоны применения данных органов для обеспечения их видимости другими участниками дорожного движения. В связи с тем, что «внешние световые приборы для обеспечения освещенности рабочих органов и рабочей зоны» являются источниками электромагнитного излучения, такие приборы должны в обязательном порядке пройти процедуру подтверждения соответствия требованиям Правил ЕЭК ООН №10 (Приложение 2 «Перечень требований, установленных в отношении типов выпускаемых в обращение транспортных средств (шасси)»). С учетом вышеизложенного, считаем допустимым, при выполнении требований правил ЕЭК ООН №26, установку сертифицированных «внешних световых приборов для обеспечения освещенности рабочей зоны» на транспортные средства повышенной проходимости для использования, исключительно, вне дорог общего пользования, например, при погрузо-разгрузочных и поисково-спасательных работах, освещении спортивной трассы при внедорожных соревнованиях и т.п. Однако, при их установке на ТС должна быть исключена возможность ослепления участников дорожного движения, при эксплуатации ТС, с данными световыми приборами, на автомобильных дорогах общего пользования.
Тема на форуме: Люстра
7. Вопрос: возможна установка ангельских глазок из светодиодной ленты в штатную фару?
Ответ: установка «ангельских глазок» из светодиодной ленты не допускается!
Установка «ангельских глазок» (габаритные огни и (или) дневные ходовые огни) допускается устанавливать только сертифицированные или бывшие в употреблении.
8. Вопрос: возможна установка цветной подсветки днища на автомобиле?
Ответ: установка любых дополнительных световых приборов снаружи транспортного средства, а в ряде случаев – и внутри, является внесением изменений в конструкцию транспортного средства, требующим выполнения соответствующих процедур, предусмотренных техническим регламентом.
Установка таких световых приборов может быть разрешена, если они (1) не мешают выполнению функций штатных световых приборов и (2) не провоцируют негативные явления, например, ослепление встречных или попутных водителей, искажение образа транспортного средства и т.п.
С точки зрения содержания ТР - подсветка днища не регламентируется.
Согласно Правил дорожного движения Российской Федерации:
...
Перечень неисправности автомобилей, автобусов, автопоездов, прицепов, мотоциклов, мопедов, тракторов, других самоходных машин и условия, при которых запрещается их эксплуатация
Внешние световые приборы
...
3.6. На транспортном средстве установлены:
...
• спереди - световые приборы с огнями любого цвета, кроме белого, желтого или оранжевого, и световозвращающие приспособления любого цвета, кроме белого;
• сзади - фонари заднего хода и освещения государственного регистрационного знака с огнями любого цвета, кроме белого, и иные световые приборы с огнями любого цвета, кроме красного, желтого или оранжевого, а также световозвращающие приспособления любого цвета, кроме красного.
Т.е. недопустимо, чтобы при установке цветной подсветки днища, освещалось что-либо, кроме дороги непосредственно под автомобилем.
Тема на форуме: Так называемая "Неоновая подсветка днища"
9. Вопрос: что мне грозит при установке в фары нештатных ламп иного класса?
Ответ: на такое нарушение распространяется Статья 12.5 часть 1, А именно:
"1. Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения эксплуатация транспортного средства запрещена, за исключением неисправностей и условий, указанных в частях 2 - 7 настоящей статьи, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей."
Также в случае нарушения фотометрических параметров фары (наличие и форма СТГ, освещенность контрольных точек или сила света в заданных направлениях) либо несоответствия цвета изучаемого света световых приборов требованиям ПДД, согласно сложившейся правоприменительной практике трактуется как нарушение режима фар или цветовых параметров световых приборов, статья 12.5 ч.3.
Помимо статьи 12.5 ч.1 и/или 12.5.ч.3 такое транспортное средство попадает под запрет эксплуатации, а именно на него распространяется п. 7.18 Перечня неисправностей при которых запрещается эксплуатация ТС Основных положений по допуску ТС к эксплуатации... Правил дорожного движения РФ:
"7.18. В конструкцию транспортного средства внесены изменения без разрешения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органов, определяемых Правительством Российской Федерации."