Страница 1 из 1

Обсуждение разъяснения НИИАЭ по источникам света

СообщениеДобавлено: 01 мар 2018, 12:06
Anastasia
Разъяснение ФГУП НИИАЭ

На Ваш запрос в отношении эффективности использования газоразрядных источников света сообщаю:
1. Разработка и производство фар транспортных средств осуществляется под конкретный источник света, предназначенный к использованию в фарах транспортных средств, в соответствии с требованиями международных правил -Правил ЕЭК ООН Согласно этим Правилам, каждая фара должна иметь маркировку, где указывается категория источника света, с которым необходимо осуществлять эксплуатацию фары на транспортном средстве. При этом замена категории используемого источника света категорически запрещена. В отношении возможности установки газоразрядных ламп в фары, предназначенные для использования с галогенными лампами накаливания, необходимо отметить недопустимость таких действий, так как это противоречит упомянутым Правилам, в силу действия, по меньшей мере, трех причин, каждая из которых в свою очередь, нарушает условия обеспечения безопасности дорожного движения. В - первых, излучение газоразрядных ламп имеет меньшую длину волны 470 нм вместо 550 нм у галогенных ламп, что при одинаковой высоте микронеровности (шероховатости) отражающей поверхности, согласно следствию из закона Релея, приводит к значительному увеличению угла рассеяния отраженного излучения (более подробно см.[1,2]). Вот почему практически все ксеноновые фары слепят. Чтобы исключить ослепление они должны иметь более высокий класс отражающей поверхности рефлектора, а это далеко не все фирмы, даже очень хорошие, могут выполнить. Во - вторых, как видно из рис. 1 габариты искрового разряда газоразрядных ламп превышают габариты тела накала галогенных ламп [3], что так же приводит к увеличению углов рассеяния как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости, а следовательно - к ослеплению водителей встречного транспорта. Рис1. Габаритные размеры тела накала лампы категории Н7 (а) и искрового разряда газоразрядной лампы категории D2 (Ь)В-третьих, использование фар с газоразрядными источниками света, согласно требованиям Правил № 48 ЕЭК ООН, требует наличия в системе освещения автоматического корректора положения светового пучка в зависимости от загрузки и профиля дорожного полотна и наличия стеклоомывателя фары, а при использовании галогенных ламп выполнение этих требований необязательно. Очевидно в этом случае, что установив вместо галогенной лампы газоразрядную, условия безопасности дорожного движения будут нарушены (ослепление при встречном разъезде, дискомфорт и повышенная утомляемость при движении в одном режиме работы). 2. Источники света разрабатываются и выпускаются согласно Правилам JVa 37 ЕЭК ООН. При их разработке, производстве и сертификации руководствуются исключительно техническими характеристиками, установленными этими Правилами, а не объектом использования. Как правило, применяемость определяется патроном, который в свою очередь является элементом конструкции фары. При этом маркировка на фаре несет информацию о категории предписанного конструкцией фары источника света. 3. Одобренных к применению образцов фар автотранспортных средств, предназначенных для использования, как с газоразрядными, так и с галогенными источниками света не существует. По выше указанным причинам, это просто противоречит здравому смыслу. 4. Для транспортных средств с традиционной системой освещения отечественными и международными стандартами установлены следующие режимы освещения: дальний свет, ближний свет, противотуманное освещение. Для транспортных средств с адаптивной системой освещения (AFS) регламентированы: дальний свет, магистральное освещение, сверхдальний свет, городской свет для малых скоростей движения, городской свет для повышенных скоростей движения, противотуманное освещение включающее режимы: дождь-мокрая дорога, сильный дождь, плотный туман. Под понятием «режим работы» следует понимать совокупность технических характеристик фар, соответствующих тому или иному светораспределению обеспечивающему безопасность дорожного движения в зависимости от дорожной ситуации и метеоусловий. В свою очередь светораспределение согласно Правил ЕЭК ООН определяется категорией используемого источника света, и конструкцией светового прибора, например, Правила № 112 регламентируют значения светотехнических характеристик, характер светораспределения, форму светотеневой границы и.т.п. для фар с галогенными лампами, а Правила № 98 -тоже самое, для фар с газоразрядными лампами. Поэтому терминологически они могут иметь одно название по назначению при использовании, но быть разными по сути, что и закреплено в отечественных и международных стандартах. В ГОСТ Р 51709 - 2001 в разделе определения отсутствуют формулировки используемых терминов «цвет» и «цвет огней» внешних световых приборов, но по характеру использования этих терминов в тексте они понимаются как цветовой тон, т.е. характеристика воспринимаемого цвета, описываемая словами: желтый красный белый и т. п. Согласно [4] эта характеристика соответствует колориметрическому понятию доминирующая длина волны. Очевидно, что было бы правильно в процессе оценки технического состояния определять соответствующие параметры инструментально, а не субъективно. В заключении необходимо отметить, что все перечисленные проблемы настоящего запроса были разрешены специалистами НИИАЭ и АВТОВАЗа в первоначальной редакции стандарта ГОСТ Р 51709 - 2001, но потом в результате действий разработчика (НИИАТ) по «адаптации» стандарта к «рабочим» условиям исчезли. В результате действующая редакция раздела ГОСТа Р 51709 - 2001, внешние световые приборы, опасна для использования и требует пересмотра.


20100220_ksenon_1275215822_Страница_1.jpg
Разъяснение Министерства промышленности и торговли Российской Федерации_Страница 1

20100220_ksenon_1275215822_Страница_2.jpg
Разъяснение Министерства промышленности и торговли Российской Федерации_Страница 2

20100220_ksenon_1275215822_Страница_3.jpg
Разъяснение Министерства промышленности и торговли Российской Федерации_Страница 3



Ссылка на источник документа

Обсуждение разъяснения НИИАЭ по источникам света

СообщениеДобавлено: 26 мар 2018, 19:57
ALT
Разъяснение ФГУП НИИАЭ - вот пурги то нагнали! ...длина волны, засветка... какая разница какой там источник - фара должна укладываться в означенную вилку в соответствующих точках и плевать чем она светит! - есть засветка, и больше ГОСТа значит не укладывается - нельзя, укладывается, значит не слепит, значит можно - все!!! и не важно стоит там галоген, ксенон или свечка! я понимаю если б они хоть немного попроверяли и сказали что невозможно получить нормативные показатели по нормируемым точкам, а то только оперирование положениями - видимо специалистов нет, одни юристы...

Обсуждение разъяснения НИИАЭ по источникам света

СообщениеДобавлено: 26 мар 2018, 20:34
ГригорийФФ
ALT писал(а):Разъяснение ФГУП НИИАЭ - вот пурги то нагнали! ...длина волны, засветка...
Вы отрицаете законы физики?
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D1 ... 0%B8%D0%B5
Не подскажете, почему днем небо голубое, а рассвет и закат красного оттенка?
какая разница какой там источник - фара должна укладываться в означенную вилку в соответствующих точках
И это при массовой эксплуатации обеспечивается применением стандартного источника света, с которым фара проходила утверждение типа
и плевать чем она светит!
И поскольку оптика рассчитывается на конкретный типовой источник, то установка нештатного влечет изменение светораспределения, результат которого можно увидеть только по факту.
Что при требованиях стандарта о наличии у пучка СТГ определенной формы и жесткого ограничения освещенности (силы света) над ней в большинстве случаев влечет нарушение требований стандартов на фары БС и ПТФ
- есть засветка, и больше ГОСТа значит не укладывается - нельзя, укладывается, значит не слепит
И проверить это можно только при проведении полноценных фотометических испытаний, см.раздел 9 Приложения 9
значит можно - все!!!
Всё - не можно. Из сменных можно только то, что допускает Техрегламент - см.п.3.8.2 Приложения 8 к нему.
Ставите нестандартный - будьте добры проводить фотометрическую экспертизу каждый раз, поскольку повторяемость результатов при замене одного нештатного на другой ничем не гарантирована.
и не важно стоит там галоген, ксенон или свечка!
Важно. Поскольку оптика рассчитывается на конкретный стандартный источник и проходит с ним испытания для утверждения типа.
В отличии от свечек и тп.
я понимаю если б они хоть немного попроверяли и сказали что невозможно получить нормативные показатели по нормируемым точкам, а то только оперирование положениями - видимо специалистов нет, одни юристы...
Вы что-то путаете. Для компонентов из перечня Приложения 10 к ТР действует "презумпция виновности" - компонент считается не соответствующим требованиям ТР и не допускается к установке на ТС, пока производитель не доказал обратное испытаниями.

Смотрите Приложение 9 раздел 9.
Докажете, что фотометрические параметры фары с нештатным источником соответствуют требованиям Правил на данный тип фары? - получите положительное заключение аккредитованной ИЛ.
Пока не получили - использовать такую фару с нештатным источником на дорогах общего пользования недопустимо.

Рекомендую презентацию Optische Technologien im Automobil
http://doczz.net/doc/6074456/optische-t ... -automobil

Re: Обсуждение разъяснения НИИАЭ по источникам света

СообщениеДобавлено: 29 мар 2018, 17:51
ALT
я не отрицаю, я говорю, что и "теплое" и "мягкое" не обязательно относятся к нему...
и... понятно дело, что надо проверять в каждом конкретном случае в том числе и из-за возможного преобладания более коротких волн... но извините - сравните фары от копейки и фокуса - совершенно разные формы и даже способы формирования пятна, однако они соответствуют нормам и ни кто не кричит "какже так может быть", а все дело в нормах в которых прописано "не более" в таких то точках, и "не менее" в таких - если фара этому соответствует то пусть она хоть винтом завинчена вопросов нет, так чем отличается установка других источников? - да только тем что написано "НИЗЯЯЯ"! а по нормальному должно быть можно, но с обязательной проверкой, да с измерением интенсивности в каждой точки в соответствии с нормами - захотел - купил, проверил, проходит - получил сертификат и катайся, не проходит - облом - на твои фары лампы этой фирмы не пойдут и ездить с ними тебе нельзя!.. хочешь - можешь дальше экспериментировать, не хочешь - ставь обратно штатные или меняй фару с внесением... - вот как то так правильно и не важно сколько такие измерения стоят - важен сам факт возможности... а у нас как всегда просто "НИЗЯЯЯ"
к стати, по поводу длины волны - у фиолетового цвета чуть меньше 400нм, красный чуть больше 700нм - это только вдвое, а если учесть, что белый цвет содержит в себе весь спектр, это значит, что "не правильно" будет отражаться часть спектра у любого источника - разница только в количестве, значит чтобы получить идентичное (с учетом той самой шероховатости) отражение, достаточно просто откорректировать спектр - просто фильтром... ну если это потребуется...
а так да, НИЗЯЯЯ...

Re: Обсуждение разъяснения НИИАЭ по источникам света

СообщениеДобавлено: 29 мар 2018, 18:36
ГригорийФФ
ALT писал(а):и... понятно дело, что надо проверять в каждом конкретном случае в том числе и из-за возможного преобладания более коротких волн...

У ламп накаливания, газоразрядных, СИД совершенно разные фотометрические параметры (размер, положение, форма светоизлучающего тела, сектора, яркость)
И это производителем фары учтено при расчете её оптической схемы.
Он не наугад рассчитывает оптическую схему, и не наугад подбирает источник.
И поэтому может гарантировать повторяемость (сходимость) результатов в серии при использовании того источника, на который он рассчитал оптику.

но извините - сравните фары от копейки и фокуса - совершенно разные формы и даже способы формирования пятна, однако они соответствуют нормам и ни кто не кричит "какже так может быть", а все дело в нормах в которых прописано "не более" в таких то точках, и "не менее" в таких

всё дело в том что в них стоят те источники, на которые были рассчитаны эти фары, и соответствие фар с этими источниками указанным нормам подтверждено полноценными испытаниями ДО их выпуска в обращение

- если фара этому соответствует то пусть она хоть винтом завинчена вопросов нет,

Подтвердите это испытаниями для нештатного источника и получите положительное заключение.
Только еще раз повторю - если речь идет о нестандартном источнике, на который фара не рассчитывалась, вы должны будете подтверждать соответствие при каждой смене источника.

так чем отличается установка других источников?

Тем что фотометрические параметры фары с ними не подтверждены полноценными испытаниями.
"Смотрел не слепит" надеюсь вы таковыми не считаете? )
И примеров с нарушением фотометрических параметров фар с нештатными источниками полно

- да только тем что написано "НИЗЯЯЯ"! а по нормальному должно быть можно, но с обязательной проверкой, да с измерением интенсивности в каждой точки в соответствии с нормами - захотел - купил, проверил, проходит - получил сертификат и катайся, не проходит - облом - на твои фары лампы этой фирмы не пойдут и ездить с ними тебе нельзя!.. хочешь - можешь дальше экспериментировать, не хочешь - ставь обратно штатные или меняй фару с внесением... - вот как то так правильно и не важно сколько такие измерения стоят - важен сам факт возможности... а у нас как всегда просто "НИЗЯЯЯ"

Пройдите экспертизу на соответствие Правилам 112/98 и обеспечьте невозможность неконтролируемой замены источника при его выходе из строя, и можно будет провести эксперимент )
Цитирую раздел 9 Приложения 9.
9.1. На устройства освещения и световой сигнализации, предназначенные для установки на транспортное средство, должно быть выдано сообщение об официальном утверждении по Правилам ЕЭК ООН, применяемым в отношении устройств освещения и световой сигнализации и источников света в них или заключение аккредитованной испытательной лаборатории о соответствии указанным Правилам ЕЭК ООН.
9.2. При необходимости замены предусмотренного конструкцией транспортного средства источника света на источник света того же класса с иными фотометрическими характеристиками либо иного класса, такая замена может быть проведена только совместно со световым модулем, соответствующим заменяемому источнику света, либо фары в сборе.
Не допускается установка нештатных световых модулей в случае, если освещающая поверхность рассеивателя в зоне прохождения пучка света нештатного светового модуля имеет оптические элементы, участвующие в формировании пучка света.
В случае изменения класса источника света необходимо заключение аккредитованной испытательной лаборатории о соответствии Правилам ЕЭК ООН, применяемым в отношении соответствующих типов фар и источников света, фотометрических параметров фары с замененными источниками света и световыми модулями.


к стати, по поводу длины волны - у фиолетового цвета чуть меньше 400нм, красный чуть больше 700нм - это только вдвое, а если учесть, что белый цвет содержит в себе весь спектр, это значит, что "не правильно" будет отражаться часть спектра у любого источника - разница только в количестве, значит чтобы получить идентичное (с учетом той самой шероховатости) отражение, достаточно просто откорректировать спектр - просто фильтром... ну если это потребуется...
а так да, НИЗЯЯЯ...

разные плотности потока в разных частях спектра - см.презентацию выше
если у ламп накаливания в коротковолновой части минимум энергии, то у ксенона - большая часть