Mefistofel » 14 мар 2016, 15:18
Коллеги, на Ваш суд выкладываю вот такие пожелания/замечания к проекту:
Самым первым шагом считаю необходимость упорядочения терминологии и формулировок.
1. Юристы не могут прийти к единому мнению о статусе таких документов как ПТС и СОР.
Большинство склоняется к тому, что ПТС не является правоустанавливающим документом, а «Свидетельство о регистрации ТС» является неполноценным документом на право собственности, ибо выдаётся собственнику только на время «допуска ТС к дорожному движению». Но как известно, владение ТС может осуществляться и без допуска к ДД, но только по воле собственника, соответственно праву «владения, пользования и распоряжения» ст. 33 Конституции РФ, а не по воле государства.
В целях осуществления «безопасности», г-во может лишь ограничивать допуск ТС к ДД, до устранения собственником «опасности», соответственно «Техническому регламенту».
2. Следует чётко разграничить функции документов ПТС, СОР и само понятие «допуск ТС к ДД». Если в вопросах регистрации ТС, использовать годами проверенную и юридически выверенную аналогию системы государственной регистрации недвижимости, то мы увидим и наличие «технического паспорта объекта недвижимости» и «свидетельство о регистрации недвижимости».
Каждый документ имеет чёткое функциональное назначение, техпаспорт несёт информацию именно о техническом составе и состоянии объекта, а свидетельство удостоверяет право собственности на объект. Надо заметить, что «СОР недвижимости» имеется у любого объекта недвижимости, не зависимо от его технического состояния, в отличие от «СОР ТС». Которое невозможно получить на технически проблемную собственность (но всё же собственность), такие как (так называемые) «конструктор» или «распил», а так же ТС с изменённой или уничтоженной маркировкой. Законодательство не запрещает владение «конструкторами и распилами», автомобилями с отсутствующей идентификацией (недостроями и фундаментами, а так же домами без адресных табличек), но ограничивает их «допуск к ДД» (по аналогии - ввод в эксплуатацию недвижимости) до устранения или опровержения такой «опасности».
Важно заметить, что вопреки поддерживаемой ГИБДД легенде, «СОР ТС» никоим образом не влияет на ограничение технически-проблемных автомобилей на дорогах страны. Технически-проблемным автомобиль может стать в любое время после регистрации за собственником. Ограничить допуск «опасных» ТС к ДД может только обязательный ежегодный ТехОсмотр, и соответственно отсутствие полиса ОСАГО. Государство уже давно законодательно возложило «оценку соответствия ТС требованиям безопасности» на эту техническую процедуру контроля, ещё согласно Постановлению Правительства РФ от 10 сентября 2009 года N 720 «Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств», соответствие подтверждается процедурой ст. 3 «Оценка соответствия т/с, находящихся в эксплуатации на территории РФ требованиям безопасности», п. 76 «осуществляется в рамках государственного технического осмотра».
3. Таким образом, следует закрепить положения, что ПТС – является техническим паспортом изделия, строгой отчётности. Свидетельствующий, что техническое изделие (ТС) получило (первичную) государственную регистрацию типа ТС на территории РФ соответственно «Закону о техническом регулировании», и получило уникальный номер паспорта ТС. Куда вносятся сведения об изменениях конструкции и собственников.
В свою очередь СОР ТС – свидетельство о регистрации автомобиля в госреестре за конкретным собственником, и в любом техническом состоянии. Но это не должно порождать безусловную обязанность гражданина осуществлять такую регистрацию, если гражданин имеет волю и право какое-то время (безвременно) не допускать своё ТС к ДД, в связи с собственными нуждами и потребностями. Что как «движимое имущество» существенно отличает собственность от «недвижимого имущества».
Получая СОР на основании ПТС и ДКП, гражданин не может автоматически получить «допуск к ДД». Иметь свидетельство и регистрационные знаки – это не значит беспрепятственно выезжать на дороги общего пользования. Большинство автомобилей имеют и то и другое, но не могут быть допущены к ДД без страхового полиса ОСАГО (соответственно ТО), что карается административным наказанием.
4. Отдельный вопрос к процедуре «снятия ТС с регистрационного учёта». Сейчас такая обязанность отсутствует, и осуществляется только в исключительных случаях. Понятно, что в случае угона/кражи или утилизации собственник должен заявить об этом, и позаботиться о правовом состоянии своей собственности. Вопросы вызывает формулировка «утрата ТС». Под эту формулировку сейчас бывшие владельцы, после собственноручного добровольного отчуждения, поголовно снимают ТС с учёта, автоматически аннулируя документы и объявляя ТС в розыск, как в случае с кражей.
Таким деянием бывший собственник безусловно наносит материальный и моральный ущерб приобретателю, который автоматически получает «отказ в регистрации» своего законного ТС, и все вытекающие отсюда проблемы. Всё это только из желания снять бывшее ТС с налогового учёта и не получать штрафные квитанции за нового собственника. Такое деяние можно квалифицировать как «заведомо ложное заявление», ибо «утрата» - это лишение ТС помимо воли владельца, а не в случае добровольного отчуждения. Под «утрату» может подходить (например) утопление ТС, унесение смерчем, или телепортация инопланетянами. НЕ постановка на учёт/регистрацию автомобиля приобретателем, как было – так и остаётся безусловным правом нового собственника, (например) не собирающегося его эксплуатировать в любое время. Тем более, что ГИБДД не имеет права осуществлять «государственную услугу» по ложному заявлению:
п. 24 Административного регламента, приказа № 605.
"Государственная услуга не предоставляется по следующим основаниям:
представление документов и (или) сведений, не соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации, а также содержащих недостоверную информацию;..."
Считаю, что административное наказание за несвоевременную регистрацию ТС должно быть отменено. Гражданин не обязан из-за желания ГИБДД всё и сиюминутно иметь под контролем, платить «дорожный налог» за ТС, которое (например) годами простаивает в гараже в неисправном состоянии. Или «отвязать» налоговый учёт от «регистрации ТС» в ГИБДД.
В соответствии со ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица (юридические и физические), на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом обложения данным налогом, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Таким образом, если автомобиль не зарегистрирован, то и налог не взимается.
Объективно будет полагать, что «транспортный налог» логично было бы платить за ТС допущенное к ДД, но наличие СОР не даёт безусловного права допуска к ДД, ибо ТС может не иметь полиса ОСАГО и соответственно «допуска». Считаю максимально логичным и правомерным привязку исчисления транспортного налога (если уж государство не торопится его отменить) к сроку действия полиса ОСАГО, только во время действия которого ТС реально допущено к ДД, и возложить «святую обязанность» подачи сведений в налоговую инспекцию на страховые кампании, при выдаче полиса ОСАГО.
5. Последний технический вопрос к регистрации проблемных ТС, таких как: аварийные, не комплектные, «конструкторы», «распилы», «карпилы», с изменённой/уничтоженной маркировкой.
Несомненно, что государственная регистрация затрудняется в случае отсутствия понятной идентификации, и всегда есть место подозрению в неправомерном завладении чужой собственностью, на страже чего собственно и стоят инспекторы на регистрации ТС. Как и ранее, в таких случаях ТС должно быть направлено на экспертизу, для установления факта изменения маркировки, и дальнейшими действиями следственных органов по установлению факта хищения, розыска возможного собственника. В случае установления факта правомерного владения ТС заявителем, любые ограничения с регистрационных действий должны сниматься. Уничтоженная маркировка (в том числе действиями эксперта) должна быть восстановлена способом вторичного маркирования, и зарегистрирована за титульным владельцем без всяких ограничений.
Исключение может составить собственность по истечении 5 лет открытого владения, по п. 3, ст. 234 ГК РФ. Также по этой статье, к сроку своего владения, можно присоединить время владения своего предшественника, что значительно сокращает сроки. В таких случаях смысл экспертных исследований нивелируется, ибо ТС находится в неоспоримом владении согласно Закону, и в установлении криминальных фактов не нуждается. Такие ТС можно сразу направлять на вторичное маркирование, и дальнейшую регистрацию.
Все такие действия должны иметь чётко фиксированные сроки, ибо бесконечно ограничивать право собственности - никому не дозволено.
Насчёт «конструкторов, распилов и карпилов». В Российском законодательстве мною не замечено запретов на самостоятельную сборку ТС мастерами-любителями. После прохождения соответствующей сертификации на безопасность такие ТС должны регистрироваться и допускаться к ДД. Более того, сами заводы-изготовители ТС фактически собирают их из «конструктора», набора узлов и деталей. «Распилами, карпилами» активно занимаются авторемонтные мастерские, восстанавливая ТС после серьёзных аварий, и в этом нет ничего криминального, за исключением способа приобретения узлов и агрегатов донора/конструктора из-за рубежа. Таможенное законодательство регламентирует ввоз цельных ТС, но это проблемы Таможенного законодательства, а не регистрации собственности уже давно существующей на территории РФ. Любой гражданин РФ должен иметь право на беспошлинное приобретение узлов и агрегатов, запасных частей ТС для личного использования. Тем более, что в таможенных органах рассматривается пакет документов с перечнем товаров на приобретение частными лицами не для продажи, без дополнительных таможенных сборов.
Таким образом, не вижу препятствий для регистрации так называемых «конструкторов, распилов и карпилов», а допуск таких ТС к ДД должен осуществляться только после осмотра на «безопасность» в пунктах ТО. В случае сомнений в качестве сборки «конструктора/распила/карпила» такое ТС должно быть завёрнуто на «исправление замечаний», до полного устранения «опасности». Только после положительного заключения ТО – допуск к страхованию, и соответственно к ДД.
...так кто же ты, наконец? — Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо.
“Фауст” И. Гете.