опубликовано отрицательное решение по итогам процедуры оценки регулирующего воздействия
"Об утверждении Порядка внесения изменений в конструкцию находящихся в эксплуатации колесных транспортных средств и осуществления последующей проверки выполнения требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств":
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
об оценке регулирующего воздействия на проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка внесения изменений в конструкцию находящихся в эксплуатации колесных транспортных средств и осуществления последующей проверки выполнения требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств»
Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации
от 17 декабря 2012 г. № 1318 (далее - правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка внесения изменений в конструкцию находящихся в эксплуатации колесных транспортных средств и осуществления последующей проверки выполнения требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (далее соответственно - проект акта, Порядок), подготовленный и направленный для подготовки настоящего заключения Минтрансом России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: regulation.gov.ru/projects#npa=74009.
Разработчиком проведены публичные обсуждения текста проекта акта и сводного отчета в срок с 16 октября по 3 ноября 2017 года.
Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 28 правил проведения оценки регулирующего воздействия провело публичные консультации с представителями субъектов предпринимательской деятельности в срок с 29 ноября по 5 декабря 2017 года. В ходе публичных консультаций были получены отзывы от Ассоциации автомобильных инженеров, Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (далее - АСМАП), Союза Предприятий Газомоторной Отрасли, ООО «ПТИА-ФОНД», ГУЛ «Мосгортранс», Национального автомобильного союза, Российского автотранспортного союза, ООО «УСЛУГИАВТО».
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете о проведении оценки регулирующего воздействия, Минэкономразвития России может быть сделан вывод о достаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования.
Вместе с тем к проекту акта могут быть представлены следующие замечания.
1. По информации, представленной в ходе публичных консультаций АСМАП, замечания и предложения АСМАП по проекту постановления были направлены в МВД России письмом от 3 ноября 2017 г. № АСМАП-7-2-1664 в рамках проводимого МВД России с 16 октября по 3 ноября 2017 г. общественного обсуждения.
Согласно пункту 20 правил проведения оценки регулирующего воздействия разработчик обязан рассмотреть все предложения, поступившие в установленный срок в связи с проведением публичного обсуждения проекта акта и сводного отчета, составить сводку предложений с указанием сведений об их учете или причинах отклонения, которая подписывается руководителем структурного подразделения разработчика, ответственного за подготовку проекта акта, и не позднее 20 рабочих дней со дня окончания срока проведения публичного обсуждения разместить ее на официальном сайте.
Вместе с тем в сводке предложений, направленной в Минэкономразвития России, замечания и предложения АСМАП отсутствуют. Кроме того, указанная сводка не размещена на официальном сайте.
Обращаем внимание разработчика, что указанные нарушения могут служить основанием для возврата проекта акта на доработку.
2.В подпункте 1 пункта 6 сводки предложений участником публичного обсуждения указано, что пункт 3 Порядка содержит положение о том, что подразделение органа внутренних дел не только выдает свидетельство о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности, но и оформляет разрешение на внесение изменений в конструкцию транспортного средства, в связи с чем пункт 2 проекта акта необходимо дополнить положением об утверждении административного регламента по оформлению разрешения на внесение изменений в конструкцию транспортного средства.
Разработчиком не указано, было ли учтено указанное предложение, а также не указаны причины неучета представленного замечания.
Вместе с тем считаем целесообразным утверждение административного регламента по оформлению разрешения и доработку сводки отзывов в указанной части.
3.Пунктом 5 Порядка утверждается, что свидетельство о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности выдается на основании в том числе заявления-декларации об объеме и качестве работ по внесению изменений в конструкцию транспортного средства.
При этом пунктом 8 приложения № 9 к техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (далее ‒ TP ТС 018/2011) установлено, что производитель работ по внесению изменений в конструкцию транспортного средства должен представить декларацию производителя работ по внесению изменений в конструкцию транспортного средства о выполнении работ только в случае установки оборудования для питания двигателя газообразным топливом (компримированным природным газом ‒ КПГ, сжиженным нефтяным газом ‒ СНГ) и демонтажа такого оборудования.
Кроме того, приложением № 9 к TP ТС 018/2011 утверждены требования к содержанию указанной декларации, включающему декларацию о выполнении работ в соответствии с установленными правилами, проверке герметичности и опрессовке системы питания, о проведении периодических испытаний оборудования для питания двигателя газообразным топливом и о соответствии предельно допустимого содержания оксида углерода (СО) в отработавших газах транспортного средства требованиям приложения № 8 к TP ТС 018/2011.
Вместе с тем приложением № 2 к проекту акта устанавливаются отличные от указанных требования к содержанию заявления-декларации об объеме и качестве работ по внесению изменений в конструкцию транспортного средства.
Учитывая изложенное, считаем необходимым привести нормы о предоставлении заявления-декларации в соответствие с требованиями TP ТС 018/2011.
4.Пунктом 5 Порядка также устанавливается, что свидетельство выдается на основании результатов проверки технического состояния транспортного средства после внесения изменений в его конструкцию.
Вместе с тем в соответствии с требованиями TP ТС 018/2011 и пункта 2 Порядка для внесения изменений в конструкцию транспортного средства его владельцу необходимо предоставить транспортное средство для проведения технического осмотра. Таким образом, пунктом 5 Порядка не определено, необходимо ли владельцу транспортного средства после внесения изменений в конструкцию транспортного средства проходить отдельную проверку технического состояния транспортного средства либо достаточно представить транспортное средство для проведения технического осмотра.
В этой связи считаем необходимым однозначно определить основания выдачи свидетельства о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности.
5. Пунктом 6 Порядка установлено, что испытательные лаборатории (центры), подготавливающие соответствующие заключения, должны отвечать следующим требованиям:
а) включены в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза;
б) аккредитованы на оценку соответствия ТР ТС 018/2011;
в) область аккредитации включает в себя оценку соответствия единичных транспортных средств и приложение № 9 к ТР ТС 018/2011.
По данным, полученным от Росаккредитации в рабочем порядке, в настоящее время отсутствуют испытательные лаборатории, аккредитованные на проведение оценки соответствия всего ТР ТС 018/2011. При этом процедура аккредитации испытательной лаборатории на указанную область аккредитации может быть затруднительной, а стоимость оборудования – значительной. Таким образом, наличие у испытательной лаборатории аккредитации на оценку соответствия всего ТР ТС 018/2011 представляется избыточным и необоснованным.
Вместе с тем считаем необходимым дополнительно проработать перечень положений и приложений ТР ТС 018/2011, на оценку соответствия которых необходимо получить область аккредитации испытательным лабораториям. Так, представляется целесообразным дополнить указанные области приложением № 8 и главой 4 раздела V ТР ТС 018/2011.
Учитывая изложенное, пункт 6 Порядка подлежит доработке.
Кроме того, отмечаем, что среднее время получения аккредитации в национальной системе аккредитации с учетом приобретения необходимого оборудования и найма сотрудников составляет порядка 9 месяцев. Учитывая изложенное, считаем необходимым установить переходный период, равный 9 месяцам.
6.Подпунктом «г» пункта 9 Порядка установлено, что основанием для отказа в выдаче разрешения о возможности внесения изменений в конструкцию транспортного средства является выявление факта несоответствия предполагаемых изменений в конструкцию транспортного средства требованиям TP ТС 018/2011.
В соответствии с пунктом 75 TP ТС 018/2011 в ходе предварительной технической экспертизы удостоверяются в том, что после внесения изменений в конструкцию транспортного средства сохранится его соответствие требованиям TP ТС 018/2011, действовавшим на момент выпуска транспортного средства в обращение.
Таким образом, соответствие внесенных изменений в конструкцию транспортного средства требованиям TP ТС 018/2011 может быть оценено только в ходе предварительной технической экспертизы. В этой связи считаем целесообразным исключение подпункта «г» пункта 9 Порядка из перечня оснований для отказа в выдаче разрешения о возможности внесения изменений в конструкцию транспортного средства.
7. Подпунктом «д» пункта 9 Порядка устанавливается ряд оснований для отказа в выдаче разрешения о возможности внесения изменений, включающих:
увеличение разрешенной максимальной массы и (или) изменение базы, в случае отсутствия одобрения типа транспортного средства с аналогичными характеристиками;
замену кузова (его частей) легкового автомобиля и (или) шасси транспортного средства на непредусмотренные заводом-изготовителем;
установку грузоподъемного оборудования для самостоятельной погрузки и разгрузки грузов, в отношении которого не была проведена оценка соответствия в составе типа транспортного средства.
При этом разработчиком в сводке отзывов указывается, что наличие указанных оснований для отказа в выдаче разрешения не запрещает внесение указанных изменений в конструкцию транспортного средства, а говорит о проведении их оценки иным методом, предусмотренным TP ТС 018/2011 вне рамок Порядка.
Вместе с тем глава 4 раздела V TP ТС 018/2011 не предусматривает каких-либо исключений в процедуре проверки выполнения требований к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации, в случае внесения изменений в их конструкцию.
В случае, если порядок внесения изменений для указанных исключений установлен или будет установлен иным нормативным правовым актом Российской Федерации или Евразийского экономического союза, считаем целесообразным дать на него ссылку в проекте акта. Учитывая изложенное, подпункт «д» пункта 9 Порядка подлежит доработке.
8. Подпункт «д» пункта 14 Порядка предусматривает в качестве основания для отказа в выдаче свидетельства о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности отсутствие сведений о прохождении технического осмотра транспортного средства после внесения изменений в его конструкцию в установленном случае.
Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона от 1 июля 2011 г. № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» диагностическая карта - документ, оформленный по результатам проведения технического осмотра транспортного средства (в том числе его частей, предметов его дополнительного оборудования), содержащий сведения о соответствии или несоответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств.
В этой связи предлагаемая разработчиком редакция проекта акта не учитывает случаи прохождения технического осмотра, в ходе которого были выявлены несоответствия требованиям безопасности транспортных средств. Таким образом, считаем необходимым дополнить подпункт «д» пункта 14 Порядка случаем получения диагностической карты, содержащей сведения о несоответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств.
9. Подпунктом «ж» Приложения № 1 к Порядку устанавливается, что заключение предварительной технической экспертизы должно содержать требования к производителю работ по внесению предполагаемых изменений.
При этом проектом акта не определено, сведения о каких требованиях должны быть отражены в заключении - нормативно закрепленных либо технических. Также разработчиком не представлено обоснование необходимости отражения указанных требований в заключении.
Учитывая изложенное, считаем необходимым доработать норму, предполагающую указание соответствующих сведений.
По итогам оценки регулирующего воздействия может быть сделан вывод, что в проекте акта выявлены положения, которые вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют их введению, а также способствуют, возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.