Вопросы, заданные Минпромторгу:Вопрос №1:В пределах своей компетенции прошу разъяснить следующее:
В соответствии с п. 6 Технического регламента ТРТС 018/2011 выпуском транспортного средства в обращение считается разрешение заинтересованным лицам без ограничений использовать и распоряжаться транспортным средством (шасси) или партией компонентов на единой таможенной территории Таможенного союза. При этом законодательство РФ относит транспортные средства к источникам повышенной опасности, что вменяет собственникам транспортных средств обязанность их регистрировать в органах ГИБДД МВД. При этом регистрация ТС без ПТС невозможна. В соответствии с п. 5 Положения о ПТС допускается выдача паспортов на основании ОТТС и Заключения о соответствии шасси предъявляемым требованиям, выданных до вступления в силу Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, сохраняющих свое действие до истечения срока, на который они были выданы, но не позднее 1 июля 2016 год. ТРТС 018/2011 и Правила регистрации транспортных средств, утв. приказом МВД РФ от 2008 года №1001 допускают выдачу ПТС на основании свидетельств о безопасности конструкции (СБКТС). При этом, как усматривается из взаимосвязанных положений п. 6 ТРТС 018/2011 (в цитируемой выше части) и п. 5 Положения о ПТС фактической датой выпуска транспортного средства в обращение является дата выдачи ПТС. С 1 января 2017 года определенным категориям транспортных средств предписана установка комплекса ЭРА-ГЛОНАСС. Для разрешения будущих правовых коллизий (в.т.ч. при правоприменении) прошу разъяснить с случаях, если:
1) ОТТС оформлено на партию транспортных средств. Регистрация ОТТС в реестре Росстандарта РФ занимает в среднем 2-3 недели. Что будет считаться датой выпуска в обращение, если ОТТС, например, выдано 20 декабря 2016 года, а зарегистрировано в Реестре ОТТС в январе 2017 года? Будет ли ПТС, выданный на основании такого ОТТС, легитимным? Имеет ли право ГИБДД отказать в выдаче ПТС на основании таких ОТТС? Будет ли считаться датой выпуска т/с в обращение день, когда орган по сертификации подал документы на регистрацию оформленного ОТТС в Госстандарт?
2) СБКТС оформлено в декабре 2016 года. Собственник подает в ГИБДД ЗАЯВЛЕНИЕ О выдаче ПТС 31 декабря 2016 года. ПТС выдается в январе 2017 года после праздников. Будет ли такой ПТС легитимным? Имеется ли основание к отказу в выдаче ПТС? Будет ли считаться датой выпуска в обращение день обращения в ГИБДД за выдачей ПТС?
Вопрос №2:В пределах своей компетенции прошу разъяснить следующее:
П. 4 ст. 15 Закона «О безопасности дорожного движения» определяет, что после внесений изменений в конструкцию транспортного средства необходимо проведение повторной сертификации. Закон «О техническом регулировании» определяет, что повторную сертификацию проводят испытательные лаборатории органов по сертификации. То есть, повторно сертифицировать т/средство с внесенными в его конструкцию изменениями правомочны исключительно органы по сертификации. Технический регламент ТР ТС 018/2011 в разделе 4 указывает, что проверка соответствии после внесения изменений проводится в форме предварительной технической экспертизы и технической экспертизы безопасности конструкции. На основании этих документов ГИБДД выдает Свидетельство. Так как ГИБДД некомпетентно сертифицировать т/средства, то данное Свидетельство не является документом, подтверждающим проведение повторной сертификации.Следовательно, таким документом могут быть либо акт о предварительной технической экспертизе, либо акт (протокол) технической экспертизы безопасности конструкции. Прошу сообщить, какой из этих документов подтверждает проведение повторной сертификации транспортного средства с внесенными изменениями в его конструкцию?
Ответ на поставленные вопросы:Разъяснение Минпромторга положений технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011), утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09 декабря 2011 г. №877 (далее – технический регламент).
Департамент автомобильной промышленности и железнодорожного машиностроения Министерства промышленности и торговли Российской Федерации рассмотрел Ваше обращение от 25 ноября 2016 г. № б/н по вопросу разъяснения положений технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011), утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09 декабря 2011 г. № 877 (далее – технический регламент), и в рамках компетенции сообщает.
В рамках технического регламента выпуском в обращение является разрешение заинтересованным лицам без ограничений использовать и распоряжаться транспортным средством (шасси) или партией компонентов на единой таможенной территории.
В соответствии с пунктом 7 раздела III технического регламента транспортные средства и их компоненты допускаются к обращению на рынке при их соответствии установленным требованиям безопасности. Датой выпуска в обращение транспортного средства (шасси) является дата оформления документа, идентифицирующего транспортное средство (шасси), то есть документа, содержащего сведения, в том числе о документе, удостоверяющем соответствие транспортного средства (шасси) требованиям технического регламента.
В свою очередь, документом, удостоверяющим соответствие требованиям технического регламента при выпуске в обращение для транспортных средств, оценка соответствия которых проводилась в форме одобрения типа является одобрение типа транспортного средства, а для единичных транспортных средств – свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства.
Порядок оформления паспортов транспортных средств подразделениями Государственной инспекции безопасности дорожного движения определен Положением о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных
средств, утвержденного приказом МВД России, Минпромэнерго России, Минэкономразвития России от 23 июня 2005 г. № 496/192/134.
Следует отметить, что паспорта транспортных средств выдаются при наличии документов, удостоверяющих соответствие транспортных средств (шасси) требованиям, установленным техническим регламентом.
Принимая во внимание, что в соответствии с Положением о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской
Федерации от 15 июня 1998 г. № 711, на Госавтоинспекцию в том числе возлагается обязанность по регистрации и учету автомототранспортных средств и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования, выдача регистрационных документов и государственных регистрационных знаков на зарегистрированные автомототранспортные средства и прицепы к ним, вопрос о выдаче паспортов транспортных средств полагаем целесообразным к рассмотрению МВД России.
Вместе с тем, по вопросу подтверждения соответствия транспортных средств с внесенными в их конструкцию изменениями сообщаем следующее.
Внесение изменений в конструкцию транспортного средства определено техническим регламентом как исключение предусмотренных или установка не предусмотренных конструкцией конкретного транспортного средства составных частей и предметов оборудования, выполненные после выпуска транспортного средства в обращение и влияющие на безопасность дорожного движения.
В соответствии со статьей 4 раздела V технического регламента в отношениитранспортных средств, находящихся в эксплуатации, в случае внесения изменений в их конструкцию, предусмотрено проведение проверки выполнения требований технического регламента.
Объектами проверки являются транспортные средства, выпущенные в обращение и прошедшие государственную регистрацию, у которых изменены конструктивные параметры или компоненты, за исключением случаев, указанных
в пункте 77 статьи 4 раздела V технического регламента.
Пунктом 75 технического регламента определено, что проверка выполнения требований безопасности осуществляется в форме предварительной технической экспертизы конструкции на предмет возможности внесения изменений,
последующей проверки безопасности конструкции и технического осмотра транспортного средства с внесенными в конструкцию изменениями.
В ходе проведения предварительной технической экспертизы конструкции осуществляется проверка выполнения требований безопасности в отношении отдельных изменений, внесенных в конструкцию транспортного средства,
определенных приложением № 9 к техническому регламенту.
Согласно пункту 78 технического регламента внесение изменений в конструкцию транспортного средства и последующая проверка выполнения требований безопасности осуществляются по разрешению и под контролем подразделения органа государственного управления в сфере безопасности дорожного движения по месту регистрационного учета транспортного средства.
Решение о возможности или невозможности внесения изменений в конструкцию транспортных средств принимается Государственной автомобильной инспекцией в рамках предоставленных законодательством полномочий на основании заключения предварительной технической экспертизы.
Госавтоинспекция может устанавливать в рамках предоставленных законодательством полномочий административные процедуры в отношении внесения изменений в конструкцию транспортных средств, ранее выпущенных в обращение и уже находящихся в эксплуатации, в рамках положений технического регламента.
Пунктами 79-80 статьи 4 раздела V определено, что по результатам рассмотрения представленных документов территориальное подразделение органа государственного управления в сфере безопасности дорожного движения оформляет, регистрирует и выдает заявителю свидетельство о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности по форме, предусмотренной приложением № 18 к техническому регламенту, или отказывает в его выдаче с указанием причин. Номер свидетельства о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности вносится подразделением органа государственного управления в сфере безопасности дорожного движения в документ, идентифицирующий транспортное средство.
Обращаем Ваше внимание, что данная позиция Департамента является мнением специалистов в сфере технического регулирования, не содержит положений, конкретизирующих предписания, содержащиеся в нормативных правовых актах, и не препятствует иному пониманию и юридической трактовке соответствующих положений нормативных правовых актов.
- Разъяснение Минпромторга от 9 декабря 2016 г. - положений технического регламента Таможенного союза стр.1
- Разъяснение Минпромторга от 9 декабря 2016 г. - положений технического регламента Таможенного союза стр.2
- Разъяснение Минпромторга от 9 декабря 2016 г. - положений технического регламента Таможенного союза стр.3
- Разъяснение Минпромторга от 9 декабря 2016 г. - положений технического регламента Таможенного союза стр.4
Примечание: документ предоставил Митчелл