ИЛ "УСЛУГИ-АВТО" проводит сертификационные испытания ТС на соответствие требованиям Правил ООН 107 «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств категории М2 или М3 в отношении их общей конструкции», которые можем проводить ИЛ «Услуги-Авто» в соответствии со своей областью аккредитации.
Места для инвалидных колясок
3.6 Места для инвалидных колясок
3.6.1 Для каждого пользователя инвалидной коляски в пассажирском салоне должна быть предусмотрена специальная зона шириной не менее 750 мм и длиной не менее 1 300 мм. Продольная плоскость этой специальной зоны должна быть параллельна продольной плоскости транспортного средства, и пол этой специальной зоны должен иметь нескользкую поверхность, а максимальный уклон в любом направлении не должен превышать 5%. В случае установки инвалидной коляски против направления движения в соответствии с требованиями пункта 3.8.4 настоящего приложения уклон в продольном направлении не должен превышать 8% при том условии, что этот уклон направлен вверх от передней к задней части специальной зоны.
В случае размещения инвалидных колясок по направлению движения верх спинок впереди стоящих сидений может выступать в эту зону для инвалидных колясок, если предусмотрено свободное пространство, как показано на рис. 22 в приложении 4.
3.6.2 Предусматривают по крайней мере один дверной проем, через который могут перемещаться пользователи инвалидных колясок. В случае транспортных средств класса I по крайней мере одной дверью для доступа инвалидных колясок должна быть служебная дверь. Дверь для доступа инвалидной коляски оснащают посадочным устройством, отвечающим положениям пункта 3.11.3 (подъемник) или 3.11.4 (аппарель) настоящего приложения.
3.6.3 Минимальная высота не служебной двери, предназначенной для доступа инвалидных колясок, должна составлять 1 400 мм. Минимальная ширина всех дверей, обеспечивающих доступ в транспортное средство инвалидных колясок, должна составлять 900 мм, но может быть уменьшена на 100 мм, если измерение производят на уровне поручней.
3.6.4 Для пользователя инвалидной коляской должна быть обеспечена возможность свободного и легкого перемещения снаружи вовнутрь транспортного средства по крайней мере через одну из дверей для доступа инвалидных колясок в специальную зону (специальные зоны) на эталонной инвалидной коляске с размерами, указанными на рис. 21 в приложении 4.
3.6.4.1 Под словами "свободное и легкое перемещение" подразумевается, что:
а) у пользователя инвалидной коляски имеется достаточное пространство для перемещения без помощи посторонних лиц;
b) отсутствуют ступеньки, проемы или стойки, которые могли бы помешать свободному перемещению пользователя инвалидной коляски.
3.6.4.2 Для целей применения вышеизложенных положений в случае транспортных средств классов I и А, оснащенных более чем одной площадкой для инвалидных колясок, проводят испытание для каждой площадки для инвалидных колясок, при этом все другие площадки, предназначенные для инвалидных колясок, должны быть заняты эталонными инвалидными колясками.
3.6.5 На транспортных средствах классов I и А, оборудованных аппарелью для доступа инвалидных колясок, должна обеспечиваться возможность заезда эталонной инвалидной коляски c размерами, указанными на рис. 21 в приложении 4, в транспортное средство и вы-езда из него при движении коляски в направлении вперед.
3.6.6 На транспортные средства, оборудованные площадкой для размещения инвалидных колясок, наносят пиктограмму(ы) в соответствии с рис. 23А приложения 4, видимую (видимые) снаружи со стороны тротуара, в передней части транспортного средства и в непосредственной близости от соответствующей(их) служебной двери (служебных дверей).
Одну из таких пиктограмм помещают внутри транспортного средства вблизи каждой площадки для инвалидных колясок с указанием того, подлежит ли коляска размещению по направлению или против направления движения транспортного средства.
Требования к выходам:
7.6 Выходы
7.6.1 Число выходов
7.6.1.1 В транспортном средстве должно быть как минимум две двери: либо две служебные двери, либо одна служебная дверь и одна запасная дверь. В каждом двухэтажном транспортном средстве должно быть две двери на нижнем этаже (см. пункт 7.6.2.2 ниже). Минимальное число служебных дверей должно быть следующим:
7.6.1.2 Минимальное число служебных дверей в каждой жесткой секции сочлененного транспортного средства должно равняться одному; исключение составляет передняя секция сочлененного транспортного средства класса I, где минимальное число дверей должно равняться двум.
7.6.1.3 Для целей настоящего предписания служебные двери с механическим приводом не рассматривают в качестве запасных дверей, если их нельзя легко открыть вручную после приведения в действие, при необходимости, механизма управления, указанного в пункте.
7.6.1.4 Минимальное число запасных выходов должно быть таким, чтобы общее число выходов в обособленном отделении было следующим:
Число выходов на каждом обособленном этаже (в случае двухэтажного транспортного средства) и в каждом обособленном отделении должно определяться раздельно. Для целей определения числа запасных выходов туалет и кухня не считаются обособленными отделениями. Аварийные люки могут рассматриваться лишь в качестве одного из вышеуказанных запасных выходов.
7.6.1.5 Для целей определения минимального числа и расположения выходов, за исключением пункта 7.6.2.4 ниже, каждую жесткую секцию сочлененного транспортного средства рассматривают в качестве отдельного транспортного средства. Соединяющий проход между ними не считают выходом. Для целей определения числа запасных выходов туалет и кухня не считаются обособленными отделениями. Число пассажиров определяют для каждой жесткой секции. Границей между секциями считают плоскость, которая содержит горизонтальную ось шарнира между смежными жесткими секциями транспортного средства и проходит перпендикулярно продольной оси транспортного средства при его движении по прямой линии.
7.6.1.6 Двойную служебную дверь рассматривают в качестве двух дверей, а двойное или комбинированное окно − как два запасных окна.
7.6.1.7 Если отделение водителя не соединено с пассажирским салоном с помощью прохода, соответствующего одному из требований, изложенных в пункте 7.7.5.1.1 настоящего приложения, должны соблюдаться нижеследующие условия.
7.6.1.7.1 Отделение водителя должно быть оснащено двумя выходами, которые не должны быть расположены на одной и той же боковой стенке; если одним из выходов является окно, то оно должно отвечать требованиям, предъявляемым к запасным окнам и изложенным в пунктах 7.6.3.1 и 7.6.8 настоящего приложения.
7.6.1.7.2 Сбоку от водителя допускается установка одного или двух сидений для дополнительных пассажиров; в этом случае выходами, указанными в пункте 7.6.1.7.1 выше, являются двери.
Водительскую дверь рассматривают в качестве запасной двери для лиц, занимающих вышеуказанные сиденья, при условии, что конnрольный шаблон может перемещаться от этих пассажирских сидений до выхода из транспортного средства через дверь водителя (см. рис. 27 в приложении 4).
Проверку доступа к водительской двери осуществляют в соответствии с требованиями пункта 7.7.3.2 при помощи контрольного шаблона размером 600 x 400 мм, описанного в пункте 7.7.3.3.
Дверь, предусмотренная для пассажиров, должна располагаться со стороны транспортного средства, противоположной той, на которой располагается водительская дверь, и считается в качестве запасной двери для водителя.
В салоне, в котором расположено отделение водителя, может быть установлено до пяти дополнительных сидений при условии, что эти дополнительные сиденья и предусмотренное для них пространство удовлетворяют всем требованиям настоящих Правил и, по крайней мере, одна дверь, обеспечивающая доступ в пассажирский салон, отвечает требованиям пункта 7.6.3 ниже, предъявляемым к запасным дверям.
7.6.1.7.3 В случаях, описанных в пунктах 7.6.1.7.1 и 7.6.1.7.2 выше, выходы, предусмотренные в отделении водителя, не включают ни в число дверей, предписываемых пунктами 7.6.1.1−7.6.1.2, ни в число вы-ходов, предписываемых пунктом 7.6.1.4, кроме случая, упомянутого в пунктах 7.6.1.7.1 и 7.6.1.7.2. Требования пунктов 7.6.3−7.6.7, 7.7.1, 7.7.2 и 7.7.7 ниже в отношении таких выходов не применяются.
7.6.1.8 Если к отделению водителя и любым сиденьям, расположенным рядом с ним, обеспечивается доступ из остальной части пассажирского салона за счет соответствующего прохода, удовлетворяющего одному из условий, изложенных в пункте 7.7.5.1.1 ниже, то никакого внешнего выхода из отделения водителя не требуется.
7.6.1.9 Если в случае, указанном в пункте 7.6.1.8 выше, отделение водителя оснащено дверью или другим выходом, их можно рассматривать в качестве выхода для пассажиров только при условии, что:
7.6.1.9.1 он удовлетворяет требованиям, касающимся размеров запасной двери, указанным в пункте 7.6.3.1 ниже;
7.6.1.9.2 он отвечает требованиям, указанным в пункте 7.6.1.7.2 выше;
7.6.1.9.3 пространство, отведенное для сиденья водителя, сообщается с основным пассажирским салоном посредством надлежащего прохода; такое требование считают выполненным, если контрольный шаблон, описанный в пункте 7.7.5.1 ниже, может беспрепятственно перемещаться по проходу до тех пор, пока передний край этого шаблона не достигнет вертикальной плоскости, проходящей по касательной к наиболее удаленной вперед точке спинки сиденья водителя (когда это сиденье находится в наиболее удаленном назад в продольной плоскости положении), и щит, описанный в пункте 7.6.1.7.2 выше, можно переместить от этой плоскости к запасной двери в направлении, указанном в этом пункте (см. приложение 4, рис. 28), когда сиденье и рулевое колесо находятся в их среднем положении.
7.6.1.10 Пункты 7.6.1.8 и 7.6.1.9 выше не исключают наличия двери или другого барьера между сиденьем водителя и пассажирским салоном при условии, что этот барьер может быть быстро снят водителем в аварийной ситуации. Водительскую дверь в отделении, закрытом таким барьером, не рассматривают в качестве выхода для пассажиров.
7.6.1.11 Помимо запасных дверей и окон, в транспортных средствах классов II, III и В (на крыше верхнего этажа в случае двухэтажных транспортных средств) должны иметься аварийные люки. За исключением случаев, предусмотренных в пункте 7.6.1.12 ниже, ими также могут оборудоваться транспортные средства классов I и А. На крыше троллейбуса наличия аварийных люков не допускается. Минимальное число люков должно быть следующим:
7.6.1.12 Транспортные средства классов I и А не должны оборудоваться аварийными люками в тех местах, где установлены технические компоненты, которые представляют возможную опасность для пассажиров, пользующихся аварийными люками (например, высоковольтные системы, системы, содержащие опасные жидкости и/или газ, и т.д.
7.6.1.13 Каждую междуэтажную лестницу рассматривают в качестве выхода с верхнего этажа двухэтажного транспортного средства.
7.6.1.14 Все лица, размещенные на нижнем этаже двухэтажного транспортного средства, в аварийной ситуации должны иметь возможность покинуть транспортное средство без необходимости подъема на верхний этаж.
7.6.1.15 Основной проход на верхнем этаже двухэтажного транспортного средства должен быть соединен с помощью одной или нескольких междуэтажных лестниц с проходом к служебной двери и с основным проходом на нижнем этаже, находящихся на расстоянии не менее 3 м от служебной двери:
7.6.1.15.1 в транспортных средствах классов I и II должны иметься две лестницы или по крайней мере одна лестница и одна полулестница, если на верхнем этаже перевозится более 50 пассажиров;
7.6.1.15.2 в транспортных средствах класса III должны иметься две лестницы или по крайней мере одна лестница и одна полулестница, если на верхнем этаже перевозится более 30 пассажиров.
7.6.1.16 В случае транспортного средства без крыши выходы на этаж без крыши должны быть сконструированы таким образом, чтобы соответствовать тем предписаниям, которые не противоречат требованиям при отсутствии крыши.
7.6.2 Расположение выходов
Транспортные средства, имеющие более 22 пассажирских сидений, должны отвечать изложенным ниже требованиям. Транспортные средства вместимостью не более 22 пассажиров могут отвечать либо требованиям, изложенным ниже, либо предписаниям, содержащимся в пункте 1.2 приложения 7.
Приложение 7
Альтернативные требования к транспортным средствам классов А и B
1. Транспортные средства классов А и В должны отвечать требованиям приложения 3, за исключением тех случаев, когда:
а) вместо пункта 7.6.3.1 приложения 3 транспортное средство может соответствовать требованиям пункта 1.1 настоящего приложения;
b) вместо пункта 7.6.2 приложения 3 транспортное средство может соответствовать требованиям пункта 1.2 настоящего приложения.
1.1 Минимальные размеры выходов
Для выходов различных типов должны выдерживаться следующие минимальные размеры:
1.1.1 Транспортное средство, к которому применяется пункт 7.7.1.10 приложения 3, должно отвечать требованиям пункта 7.6.3.1 приложения 3 или пункта 1.1 настоящего приложения в отношении запасных окон и аварийных люков и следующим минимальным требованиям в отношении служебных дверей и запасных дверей:
1.2 Расположение выходов
1.2.1 Служебная дверь (служебные двери) должна (должны) располагаться с ближней к обочине стороны транспортного средства, соответствующей направлению движения в стране, в которой транспортное средство подлежит регистрации, или в задней торцевой части транспортного средства.
1.2.2 Выходы располагают таким образом, чтобы с каждой стороны транспортного средства имелся по крайней мере один выход.
1.2.3 В передней половине и задней половине пространства для пассажиров предусматривают по крайней мере по одному выходу.
1.2.4 При отсутствии аварийного люка по крайней мере один выход предусматривают либо в задней торцевой части, либо в передней торцевой части транспортного средства.
7.6.2.1 Служебная дверь (служебные двери) должна (должны) располагаться с ближней к обочине стороны транспортного средства, соответствующей направлению движения в стране, где транспортное средство получает разрешение на эксплуатацию, причем как минимум одна из них должна находиться в передней половине транс-портного средства. Это не исключает:
7.6.2.1.1 наличия специально оборудованной двери в задней торцевой или боковой части транспортного средства для использования вместо служебной двери пассажирами в инвалидных колясках, или
7.6.2.1.2 наличия дополнительной служебной двери в задней торцевой части транспортного средства главным образом для погрузки/выгрузки грузов или багажа, но которая может быть использована пассажирами, когда этого требуют обстоятельства, или
7.6.2.1.3 наличия одной или более дополнительных служебных дверей на противоположной стороне транспортных средств в случае транспортных средств, предназначенных для использования в обстоятельствах, когда требуется погрузка/выгрузка с двух сторон. Подобные обстоятельства возникают, например, в случае транспортных средств для использования в аэровокзалах, транспортных средств для использования в системах мультимодальных перевозок с применением островных платформ или транспортных средств, которые пересекают границы и въезжают в страны, где движение осуществляется не по той стороне дороги, как это принято в стране, в которой транспортное средство получает разрешение на эксплуатацию. Транспортные средства, оборудованные таким образом, должны быть снабжены органом (органами) управления, который позволяет (которые позволяют) водителю блокировать обычную работу дверей, которые не используются в данных условиях, или
7.6.2.1.4 наличия служебной двери в задней торцевой части транспортного средства класса А или В.
7.6.2.2 Если площадь поверхности S0 пассажирского салона составляет не менее 10 м2, то две двери, предусмотренные в пункте 7.6.1.1 выше, должны быть удалены друг от друга таким образом, чтобы расстояние между центрами поперечных вертикальных плоскостей составляло не менее:
7.6.2.2.1 в случае одноэтажных транспортных средств 40% от общей длины пассажирского салона, измеренной параллельно продольной оси транспортного средства.
В случае сочлененного транспортного средства данное требование считают выполненным, если две двери разных секций удалены друг от друга таким образом, чтобы расстояние между дверями составляло не менее 40% от общей длины пассажирского салона в целом (всех секций).
Если одна из этих двух дверей является частью двойной двери, то это расстояние измеряют между осями двух дверей, которые наиболее удалены друг от друга;
7.6.2.2.2 в случае двухэтажного транспортного средства две двери, упомянутые в пункте 7.6.1.1 выше, должны быть удалены друг от друга та-ким образом, чтобы расстояние между поперечными вертикальны-ми плоскостями, проходящими через их центры, составляло либо не менее 25% от общей длины транспортного средства, либо не ме-нее 40% от общей длины пассажирского салона на нижнем этаже; это требование не применяется, если эти две двери расположены на различных сторонах транспортного средства. Если одна из этих двух дверей является частью двойной двери, то это расстояние измеряют между осями двух дверей, которые наиболее удалены друг от друга.
7.6.2.3 Выходы (на каждом этаже в случае двухэтажного транспортного средства) должны располагаться таким образом, чтобы их число с каждой стороны транспортного средства было практически одинаковым. (Это не предполагает необходимости предусматривать большее количество дополнительных выходов, чем указано в пункте 7.6.1 выше.) Обеспечивать практическое равенство числа любых выходов сверх требующегося минимального числа с каждой стороны не требуется.
7.6.2.4 По крайней мере один запасной выход должен быть расположен соответственно либо в задней, либо в передней торцевой части транспортного средства. Для транспортных средств классов I и А и для транспортных средств, в которых задняя часть полностью обособлена от пассажирского салона, это предписание считают выполненным, если установлен аварийный люк либо, если применяется пункт 7.6.1.12 выше, с каждой стороны транспортного средства оборудован дополнительный выход, помимо тех, которые указаны в пункте 7.6.1 выше. Для двухэтажных транспортных средств данное требование применяется только к верхнему этажу.
7.6.2.5 Выходы, расположенные с одной и той же стороны транспортного средства, должны быть равномерно распределены по его длине.
7.6.2.6 Разрешают установку двери в задней торцевой части транспортного средства при условии, что она не является служебной дверью.
7.6.2.7 При наличии аварийных люков они должны размещаться следующим образом: если имеется только один люк, то он должен устанавливаться в средней трети пассажирского салона; если имеется два люка, то они должны быть разнесены, причем расстояние между ближайшими краями отверстий, измеренное по линии, параллельной продольной оси транспортного средства, должно быть не менее 2 м.
7.6.3 Минимальные размеры выходов
7.6.3.1 Транспортные средства класса I, II или III должны отвечать следующим требованиям:
7.6.3.1.1 служебная дверь должна иметь проем, обеспечивающий доступ в соответствии с требованиями, содержащимися в пункте 7.7.1 настоящего приложения;
7.6.3.1.2 запасная дверь должна иметь проем высотой не менее 1 250 мм и шириной не менее 550 мм;
7.6.3.1.3 площадь запасного окна должна быть не менее 400 000 мм2. В это отверстие должен вписываться прямоугольник размером 500 мм x 700 мм;
7.6.3.1.4 в случае запасного окна, расположенного в задней торцевой части транспортного средства, оно должно отвечать требованиям, изложенным в пункте 7.6.3.1.3 выше, либо в проем этого запасного окна должен вписываться прямоугольник высотой 350 мм и шириной 1 550 мм, углы которого могут быть закруглены, причем радиус кривизны в них не должен превышать 250 мм;
7.6.3.1.5 площадь проема аварийного люка должна быть не менее 400 000 мм2. В это отверстие должен вписываться прямоугольник размером 500 мм x 700 мм.
7.6.3.2 Транспортные средства класса А или В могут отвечать либо требованиям, изложенным в пункте 7.6.3.1 выше (причем класс А дол-жен отвечать требованиям к классу I, а класс В должен отвечать требованиям к классам II и III), либо предписаниям, содержащимся в пункте 1.1 приложения 7.
7.6.4 Технические требования ко всем служебным дверям
7.6.4.1 Каждая служебная дверь должна легко открываться изнутри и снаружи транспортного средства, когда транспортное средство находится в неподвижном состоянии (данное условие не является обязательным для движущегося транспортного средства). Однако это требование не должно толковаться как исключающее возможность запирания дверей снаружи при условии, что эту дверь всегда можно открыть изнутри.
7.6.4.2 Каждый механизм управления или устройство, служащее для открывания дверей снаружи, размещают на уровне 1 000−1 500 мм над поверхностью дороги и на расстоянии не более 500 мм от двери. В транспортных средствах классов I, II и III каждый механизм управления или устройство, служащее для открывания дверей изнутри, размещают на уровне 1 000−1 500 мм над верхней поверхностью пола или ступеньки, расположенной ближе всего к механизму управления, и на расстоянии не более 500 мм от двери. Это требование не распространяется на механизмы управления, расположенные в отделении водителя.
7.6.4.3 Каждую открываемую и закрываемую вручную одинарную служебную дверь, навешиваемую на петлях или шарнирах, устанавливают таким образом, чтобы при ее соприкосновении в открытом положении с неподвижным объектом во время движения транспортного средства вперед она перемещалась в сторону закрывания.
7.6.4.4 Если открываемая и закрываемая вручную служебная дверь оборудована английским замком, то он должен быть двухпозиционного типа.
7.6.4.5 На внутренней стороне служебной двери не должно иметься никаких устройств, предназначенных для закрывания внутренних ступенек, когда дверь находится в закрытом положении. Это не исключает наличия в нише ступенек, когда дверь находится в закрытом положении, механизма управления дверью и другого оборудования, смонтированного на внутренней стороне двери и не являющегося частью пола, на которой можно стоять. Этот механизм и оборудование не должны представлять опасности для пассажиров.
7.6.4.6 Если прямой обзор является недостаточным, устанавливают оптические или другие устройства, позволяющие водителю со своего места видеть пассажиров, находящихся внутри и снаружи в непосредственной близости от каждой боковой служебной двери, не являющейся автоматической.
В случае двухэтажных транспортных средств класса I это требование применяется также к пространству с внутренней стороны всех служебных дверей и пространству в непосредственной близости от каждой лестницы на верхнем этаже.
В случае служебной двери в задней торцевой части транспортного средства вместимостью не более 22 пассажиров это требование считается выполненным, если водитель способен обнаружить присутствие человека ростом 1,3 м, стоящего на расстоянии 1 м позади транспортного средства.
Зеркала заднего вида могут использоваться в целях соблюдения требований настоящего пункта, если по-прежнему соблюдается предписание в отношении необходимого для управления поля обзора.
В случае дверей, расположенных за сочлененной секцией сочлененного транспортного средства, зеркала не считаются достаточным оптическим устройством.
7.6.4.7 Каждая дверь, открывающаяся внутрь транспортного средства, и ее механизм должны быть сконструированы таким образом, чтобы при нормальной эксплуатации двери не могли пострадать пассажиры. При необходимости устанавливают соответствующие защитные устройства.
7.6.4.8 Если служебная дверь прилегает к двери туалета или другого внутреннего отделения, то такую служебную дверь оборудуют устройством, предотвращающим ее непреднамеренное открывание. Однако это требование не применяют, если дверь закрывается автоматически при движении транспортного средства со скоростью более 5 км/ч.
7.6.4.9 В случае транспортных средств вместимостью не более 22 пассажиров, служебные двери которых расположены в задней торцевой части транспортного средства, должна быть исключена возможность открывания створок более чем на 115º и менее чем на 85º, а в открытом положении они должны блокироваться автоматически. Это не исключает возможности перемещения через точку расположения стопора и открывания двери за пределы такого угла, когда это безопасно; например, для того чтобы позволить дать задний ход для приближения к высокой платформе для загрузки или для открывания двери на 270º для обеспечения свободного загрузочного пространства позади транспортного средства.
7.6.4.10 Служебная дверь в любом открытом положении не должна препятствовать использованию любого обязательного выхода или обеспечению необходимого доступа к нему.
7.6.5 Дополнительные технические требования к служебным дверям с механическим приводом
7.6.5.1 В аварийной ситуации каждая служебная дверь с механическим приводом должна открываться изнутри, когда транспортное средство находится в неподвижном состоянии (или движется со скоростью не более 5 км/ч), а в незапертом положении − снаружи при помощи механизмов управления, которые независимо от того, функционирует ли источник энергии:
7.6.5.1.1 перекрывают действие всех других механизмов управления;
7.6.5.1.2 размещаются на двери или в пределах 300 мм от нее на высоте не менее 1 600 мм над первой ступенькой, если механизмы управления расположены изнутри (кроме расположенных изнутри механизмов управления двери, указанных в пункте 3.9.1 приложения 8);
7.6.5.1.3 могут быть легко видимы и четко различимы при приближении к двери и нахождении перед дверью, а также, если они установлены в дополнение к обычным механизмам открывания, должны быть четко обозначены как предназначенные для использования в аварийной ситуации;
7.6.5.1.4 могут приводиться в действие одним человеком, стоящим непосредственно перед дверью;
7.6.5.1.5 могут приводить в действие устройство предотвращения запуска;
7.6.5.1.6 открывают дверь настолько, что в течение 8 секунд после включения механизма управления через проем может пройти контрольный шаблон, определенный в пункте 7.7.1.1 ниже, или обеспечивают легкое открывание двери вручную настолько, что в течение 8 секунд после включения механизма управления через проем может пройти контрольный шаблон, определенный в пункте 7.7.1.1 ниже;
7.6.5.1.7 могут быть защищены приспособлением, которое можно легко снять или разбить для получения доступа к аварийному механизму управления; водитель должен получать звуковой и визуальный сигнал о включении аварийного механизма управления или снятии защитной крышки с механизма управления; и
7.6.5.1.8 должны быть устроены таким образом, чтобы − в случае, если дверь, открываемая и закрываемая водителем, не соответствует предписаниям пункта 7.6.5.6.2 выше, − после их включения для открывания двери и возвращения в нормальное положение дверь не закрывалась вновь до тех пор, пока водитель не приведет в действие механизм закрывания двери.
7.6.5.1.9 Должна быть исключена возможность открывания двери, если транспортное средство движется со скоростью более 5 км/ч.
7.6.5.2 Может устанавливаться устройство, приводимое в действие водителем со своего места, для отключения внешних аварийных механизмов управления, с тем чтобы запереть служебные двери снаружи. В этом случае внешние аварийные механизмы управления должны вновь включаться автоматически либо при запуске двигателя, либо до достижения транспортным средством скорости 20 км/ч. После этого отключение внешних аварийных механизмов управления должно происходить не автоматически, а в результате дополнительных действий водителя.
7.6.5.3 Каждая служебная дверь, открываемая и закрываемая водителем, должна открываться и закрываться с водительского сиденья при помощи механизмов управления, за исключением педалей, которые должны быть ясно и четко обозначены.
7.6.5.4 Каждую служебную дверь с механическим приводом оснащают визуальным сигнальным устройством, которое должно быть четко видимым для водителя, сидящего в нормальном положении для вождения, при любых нормальных условиях окружающего освещения и которое предупреждает о том, что дверь закрыта не полностью. Это сигнальное устройство должно срабатывать в тех случаях, когда жесткие элементы двери находятся в промежуточном положении: между положением, когда дверь полностью открыта, и положением, когда до полного закрывания двери остается 30 мм. Одно сигнальное устройство может предназначаться для одной или более дверей. Однако такое сигнальное устройство не может устанавливаться для передней служебной двери, которая не соответствует предписаниям пунктов 7.6.5.6.1.1 и 7.6.5.6.1.2 ниже.
7.6.5.5 Если водитель располагает механизмами управления, служащими для открывания и закрывания служебной двери с механическим приводом, они должны быть устроены таким образом, чтобы водитель мог изменить направление движения двери на противоположное в любой момент при ее закрывании или открывании.
7.6.5.6 Конструкция и система управления каждой служебной двери с механическим приводом должны быть такими, чтобы при ее закрывании пассажир не мог получить травму и не мог быть в ней зажат.
7.6.5.6.1 Данное требование считают выполненным, если соблюдены два нижеследующих условия:
7.6.5.6.1.1 первое условие состоит в том, что при сопротивлении закрыванию двери в любой точке измерения, указанной в приложении 6, с усилием зажима не более 150 Н дверь вновь полностью открывается автоматически и, за исключением случаев, относящихся к автоматической служебной двери, остается открытой до включения механизма закрывания двери. Усилие зажима может быть измерено любым способом, отвечающим требованиям органа по официальному утверждению типа. Руководящие положения содержатся в приложении 6 к настоящим Правилам. Пиковое усилие в течение короткого периода времени может превышать 150 Н при условии, что оно не выше 300 Н. Система повторного открывания может быть проверена при помощи испытательного стержня, имеющего сечение высотой 60 мм, шириной 30 мм, с радиусом закругления углов 5 мм;
7.6.5.6.1.2 второе условие сводится к тому, что при зажатии дверью запястья или пальцев пассажира:
7.6.5.6.1.2.1 дверь вновь полностью открывается автоматически и, за исключением случаев, относящихся к автоматической служебной двери, остается открытой до включения механизма закрывания двери, либо
7.6.5.6.1.2.2 запястье или пальцы могут быть без труда высвобождены из дверей без риска нанесения травмы. Соблюдение этого условия может быть проверено вручную или при помощи упомянутого в пункте 7.6.5.6.1.1 выше испытательного стержня, сходящегося на конус к одному концу по длине 300 мм с толщины 30 мм до толщины 5 мм. Его поверхность не должна быть полированной или смазанной маслом. Если дверь зажимает стержень, то он должен без труда из нее извлекаться, либо
7.6.5.6.1.2.3 дверь находится в таком положении, которое обеспечивает свободный проход испытательного стержня, имеющего сечение высотой 60 мм, шириной 20 мм, с радиусом закругления углов 5 мм. В этом положении до полного закрывания двери должно оставаться не более 30 мм.
7.6.5.6.2 В случае передней служебной двери предписания пункта 7.6.5.6 выше считаются выполненными, если такая дверь:
7.6.5.6.2.1 соответствует требованиям пунктов 7.6.5.6.1.1 и 7.6.5.6.1.2 выше или
7.6.5.6.2.2 имеет мягкие края; однако они не должны быть настолько мягкими, чтобы при закрывании дверей с зажимом испытательного стержня, упомянутого в пункте 7.6.5.6.1.1 выше, жесткие элементы дверей полностью смыкались.
7.6.5.7 Если служебная дверь с механическим приводом удерживается в закрытом положении только при помощи постоянной подачи энергии, предусматривают визуальное сигнальное устройство, информирующее водителя о любой неисправности в системе энергопитания устройства закрывания дверей.
7.6.5.8 При наличии устройства, препятствующего началу движения, оно должно включаться только при скорости менее 5 км/ч и не должно функционировать при скоростях выше указанной.
7.6.5.9 Если транспортное средство не оснащено устройством, препятствующим началу движения, звуковой предупреждающий сигнал для водителя должен подаваться в том случае, когда транспортное средство приводится в движение при не полностью закрытой служебной двери с механическим приводом. Этот звуковой предупреждающий сигнал должен подаваться на скорости более 5 км/ч в случае дверей, соответствующих предписаниям пункта 7.6.5.6.1.2.3 выше.
7.6.6 Дополнительные технические требования к автоматическим служебным дверям
7.6.6.1 Приведение в действие механизмов открывания двери
7.6.6.1.1 За исключением случаев, предусмотренных в пункте 7.6.5.1 выше, механизмы открывания каждой автоматической служебной двери должны приводиться в действие и отключаться только водителем с его сиденья.
7.6.6.1.2 Приведение в действие и отключение может быть либо прямым, при помощи выключателя, либо косвенным, например путем открывания и закрывания передней служебной двери.
7.6.6.1.3 Приведение в действие водителем механизмов открывания двери должно сигнализироваться изнутри, а в тех случаях, когда дверь должна открываться снаружи, также и снаружи транспортного средства; индикатор (например, загорающаяся кнопка, загорающийся знак) должен находиться на той двери, к которой он относится, или в непосредственной близости от нее.
7.6.6.1.4 В случае прямого приведения в действие системы при помощи выключателя ее функциональное состояние должно четко сигнализироваться водителю, например, положением выключателя либо индикаторной лампочкой или загорающимся выключателем. Выключатель должен иметь специальное обозначение и располагаться таким образом, чтобы его нельзя было спутать с другими органами управления.
7.6.6.2 Открывание автоматических служебных дверей
7.6.6.2.1 После приведения в действие водителем механизмов открывания двери пассажиры должны иметь возможность открыть дверь следующим образом:
7.6.6.2.1.1 изнутри, например, путем нажатия кнопки или прохождения через световой барьер, и
7.6.6.2.1.2 снаружи, за исключением тех случаев, когда дверь предназначена для использования только в качестве выхода и обозначена как таковая, например, путем нажатия загорающейся кнопки, кнопки под загорающимся знаком или аналогичного приспособления, снабженного надлежащей инструкцией.
7.6.6.2.2 При нажатии кнопок, упомянутых в пункте 7.6.6.2.1.1 выше, и использовании средств связи с водителем, упомянутых в пункте 7.7.9.1 ниже, может подаваться сигнал, который регистрируется и который после приведения в действие водителем механизмов открывания двери обеспечивает ее открывание.
7.6.6.3 Закрывание автоматических служебных дверей
7.6.6.3.1 После того, как автоматическая служебная дверь открылась, она закрывается вновь автоматически по истечении определенного периода времени. Если в течение этого периода времени в транспортное средство входит или из него выходит пассажир, приспособление безопасности (например, контактная панель в полу, световой барьер, проход в одном направлении) обеспечивает достаточный интервал времени до закрывания двери.
7.6.6.3.2 Если пассажир входит в транспортное средство или выходит из него во время закрывания двери, процесс закрывания прерывается автоматически и дверь возвращается в открытое положение. Обратный ход может обеспечиваться одним из приспособлений безопасности, упомянутых в пункте 7.6.6.3.1 выше, или любым другим приспособлением.
7.6.6.3.3 Необходимо, чтобы дверь, которая закрылась автоматически в соответствии с положениями пункта 7.6.6.3.1 выше, могла быть вновь открыта пассажиром в соответствии с положениями пункта 7.6.6.2 выше; данное положение не применяется в том случае, если водитель отключил механизмы открывания двери.
7.6.6.3.4 После отключения водителем механизмов открывания автоматической служебной двери открытые двери должны закрыться в соответствии с пунктами 7.6.6.3.1 и 7.6.6.3.2 выше.
7.6.6.4 Остановка процесса автоматического закрывания дверей, предназначенных для специального использования, например для пассажиров с детскими колясками, пассажиров с ограниченной мобильностью и т.д.
7.6.6.4.1 Водитель должен иметь возможность остановить процесс автоматического закрывания дверей путем приведения в действие специального механизма управления. Пассажир также должен иметь GE.14-22516 61
возможность непосредственно остановить процесс автоматического закрывания дверей путем нажатия специальной кнопки.
7.6.6.4.2 Водитель получает сигнал об остановке процесса автоматического закрывания дверей, например, при помощи визуального сигнального устройства.
7.6.6.4.3 Процесс автоматического закрывания дверей в любом случае может возобновляться только водителем.
7.6.6.4.4 В отношении последующего закрывания двери применяются положения пункта 7.6.6.3 выше.
7.6.7 Технические требования к запасным дверям
7.6.7.1 Запасные двери должны легко открываться изнутри и снаружи, когда транспортное средство находится в неподвижном состоянии. Однако это требование не должно толковаться как исключающее возможность запирания двери снаружи при условии, что она всегда может быть открыта изнутри при помощи обычного механизма открывания двери.
7.6.7.2 Запасные двери, используемые в качестве таковых, не имеют механического привода, кроме тех случаев, когда после приведения в действие и возвращения в обычное положение одного из механизмов управления, предписанных в пункте 7.6.5.1 выше, двери не закрываются вновь, пока водитель не включит механизм их закрывания. В результате приведения в действие одного из механизмов управления, предписанных в пункте 7.6.5.1 выше, дверь должна открываться на такую ширину, чтобы шаблон, определенный в пункте 7.7.2.1 ниже, мог проходить в течение максимум 8 секунд после включения механизма управления либо дверь могла легко открываться вручную на такую ширину, чтобы шаблон мог проходить в течение максимум 8 секунд после включения механизма управления. Кроме того, запасные двери не должны быть раздвижного типа, кроме как на транспортных средствах вместимостью не более 22 пассажиров. Для этих транспортных средств запасной дверью может считаться раздвижная дверь, которая способна открываться без использования инструментов после испытания на лобовое столкновение в соответствии с Правилами № 33.
7.6.7.3 Каждый механизм управления или каждое устройство, служащий(ее) для открывания запасной двери (на нижнем этаже в случае двухэтажного транспортного средства) снаружи, размещают на уровне 1 000−1 500 мм от земли на расстоянии не более 500 мм от двери. В транспортных средствах классов I, II и III каждый механизм управления или каждое устройство, служащий(ее) для открывания запасной двери изнутри, размещают на уровне 1 000−1 500 мм над верхней поверхностью пола или ступеньки, расположенной ближе всего к механизму управления, на расстоянии не более 500 мм от двери. Это требование не распространяется на механизмы управления, расположенные в отделении водителя.
В качестве альтернативного варианта механизм управления, упомянутый в пункте 7.6.7.2 выше, служащий для открывания двери с механическим приводом, может размещаться в соответствии с пунктом 7.6.5.1.2 выше.
7.6.7.4 Навесные запасные двери, установленные на боковой части транспортного средства, навешиваются передней частью и открываются наружу. Ремни, ограничивающие открывание двери, цепочки или другие ограничивающие устройства допускаются, если они не препятствуют свободному открыванию дверей на угол не менее 100° и позволяют им оставаться в этом положении. Если имеются достаточные средства для обеспечения свободного доступа к запасной двери, требование в отношении минимального угла 100° не применяется.
7.6.7.5 Запасные двери оборудуют устройством, предотвращающим их непреднамеренное открывание. Однако это требование не применяют, если запасная дверь закрывается автоматически при движении транспортного средства со скоростью более 5 км/ч.
7.6.7.6 Все запасные двери оснащают звуковым устройством, предупреждающим водителя о том, что они закрыты неплотно. Предупреждающее устройство должно приводиться в действие движением фиксатора или рукоятки двери, а не движением самой двери.
7.6.8 Технические требования к запасным окнам
7.6.8.1 Любое навесное или откидное запасное окно должно открываться наружу. Откидные окна не должны полностью отделяться от транспортного средства при срабатывании. Открывание откидных окон должно быть таким, чтобы полностью исключалась возможность их непреднамеренного срабатывания.
7.6.8.2 Каждое запасное окно должно:
7.6.8.2.1 либо легко и быстро открываться изнутри и снаружи транспортного средства при помощи соответствующего приспособления, либо
7.6.8.2.2 иметь легко разбиваемое предохранительное стекло. Последнее положение исключает возможность использования слоистого стекла или стекла, изготовленного из пластического материала. Вблизи каждого запасного окна должно находиться приспособление, легко доступное для лиц, находящихся в транспортном средстве, позволяющее разбить каждое окно. В задней торцевой части транспортного средства такое приспособление для разбивания стекла запасных окон устанавливают либо в центре над запасным окном или под ним, либо в качестве альтернативы − по краям окна.
7.6.8.3 Каждое запасное окно, которое может быть заперто снаружи, должно быть сконструировано таким образом, чтобы его в любое время можно было открыть изнутри транспортного средства.
7.6.8.4 Запасное навесное окно с петлями, установленными горизонтально в верхней кромке, оборудуют соответствующим механизмом для его удержания в полностью открытом положении. Каждое навесное запасное окно должно открываться и закрываться таким образом, чтобы не препятствовать свободному доступу внутрь транспортно-о средства или выходу из него.
7.6.8.5 Высота нижнего края запасного окна, расположенного в боковой части транспортного средства, над общим уровнем пола непосредственно под окном (за исключением любых местных модификаций, как, например, наличие колесного кожуха или картера коробки передач) должна составлять не более 1 200 мм и не менее 650 мм для навесного запасного окна или 500 мм для окна с разбиваемым стеклом.
Однако для навесного запасного окна высота нижнего края может быть снижена минимум до 500 мм при условии оборудования оконного проема на высоте до 650 мм приспособлением, предотвращающим возможность выпадения пассажиров из транспортного средства. Если оконный проем оборудован таким приспособлением, то высота оконного проема над приспособлением не должна быть меньше минимальной высоты, предписанной для запасного окна.
7.6.8.6 Каждое навесное запасное окно, которое отчетливо не видно с сиденья водителя, оборудуют звуковым сигнальным устройством, служащим для предупреждения водителя о том, что окно закрыто не полностью. Такое устройство приводится в действие замком окна, а не в результате движения самого окна.
7.6.9 Технические требования к аварийным люкам
7.6.9.1 Каждый аварийный люк должен открываться и закрываться таким образом, чтобы не препятствовать свободному доступу внутрь транспортного средства или выходу из него.
7.6.9.2 Аварийные люки в крыше должны быть откидными, навесными или изготовлены из легко разбиваемого предохранительного стекла. Люки в полу должны быть либо навесными, либо откидными и оснащаются звуковым сигнальным устройством для предупреждения водителя о том, что люк закрыт не полностью. Такое устройство приводится в действие замком запасного люка в полу, а не в результате движения самого люка. Аварийные люки в полу должны быть защищены от непроизвольного срабатывания. Однако данное требование не применяется, если люк в полу запирается автоматически при движении транспортного средства со скоростью более 5 км/ч.
7.6.9.3 Люки откидного типа не должны полностью отделяться от транспортного средства при открывании, чтобы люк не представлял никакой опасности для других участников дорожного движения. Откидные аварийные люки должны открываться и закрываться таким образом, чтобы была полностью исключена возможность их непроизвольного срабатывания. Откидные люки в полу должны открываться только внутрь пассажирского салона.
7.6.9.4 Навесные аварийные люки навешиваются таким образом, чтобы они открывались в направлении вперед или назад и под углом не менее 100º. Навесные аварийные люки в полу должны открываться внутрь пассажирского салона.
7.6.9.5 Аварийные люки должны легко открываться или сниматься как изнутри, так и снаружи. Однако это требование не толкуют как исключающее возможность запирания аварийного люка в целях обеспечения безопасности транспортного средства, когда в нем никого нет, при условии, что аварийный люк можно всегда открыть или снять изнутри с помощью обычного отпирающего механизма или механизма для снятия люка. В случае легко разбиваемого люка поблизости от него устанавливают устройство, легко доступное для лиц, находящихся в транспортном средстве, с тем чтобы люк можно было разбить.