Подведем краткие итоги работы по ГОСТ-33670 и его применению в рамках внесения изменений в конструкцию.
Поскольку лично для меня введение в силу противоречивого стандарта было неожиданным, так как я ожидал, что сначала в него внесут изменения (исключат абсурдные противоречия с ТР ТС 018/2011, порожняя масса и т.п.) и только после этого наступит его применение для эксплуатируемых переоборудованных транспортных средств. Самое жесткое требование стандарта, это конечно обязательность предоставления ТС непосредственно в лабораторию.
Закон есть закон и его надо пытаться исполнять, тем более, что санкции чрезмерно серьезные.
- ИЦ УСЛУГИ-АВТО
Первый пригон к нам в лабораторию состоялся 23 июля текущего года, потребовалось время для формирования новой формы отчетности, отработки технологии проведения измерений и фотофиксации, ну и подготовки системы менеджмента качества для работы по новым требованиям.
Всего в настоящий момент записано на пригон в лабораторию 135 транспортных средств, из них уже предоставлено в лабораторию 105 автомобилей из разных уголков России. Некоторые собственники пригоняли автомобили из других регионов, преодолев несколько тысяч километров. За период с 23 июля по 7 сентября мы увеличили пропускную способность почти в два раза и это конечно не предел.
- Предоставление авто в лабораторию по ГОСТ-33670
Самой распространенной ошибкой собственников был приезд к нам в лабораторию с неполным топливным баком, приходилось отправлять владельцев на заправку (причем памятку отправленную заранее почти никто прочитать не удосужился
).
- Фотофиксация количества топлива в баке
Были конечно некоторые единичные недовольства, но большинство с пониманием отнеслось к новым требованиям.
- пригон в лабораторию с 1 июля 2021 года
Лабораторию посетили различные категории транспортных средств от легковых, оборудованных ГБО, до серьезных специализированных грузовиков и автодомов.
- Оценка специализированных ТС с 1 июля 2021 г.
- автодом приехал в лабораторию
Кстати до предоставления автомобилей в лабораторию нам были предоставлены фотографии и многие владельцы не знали, что их обяжут непосредственно предоставить автомобили в лабораторию. Так вот, сходимость автомобилей на фотографиях с живым автомобилем была практически стопроцентная, единственно, что омрачало процесс - это неполный топливный бак!
На начальном этапе оценки была достаточно высокая трудоемкость, что конечно же сказалось на стоимости услуги, в настоящий момент расценки на оформление Протокола -
снижены.
- Оценка специализированных ТС по ГОСТ-33670
- Оценка специализированных ТС по ГОСТ-33670
- Оценка специализированных ТС по ГОСТ-33670
Больше всего недовольства было от газовиков, переоборудование массовое и предоставление транспортного средства в лабораторию снижает привлекательность установки газобалонного оборудования, также газовики (или их клиенты) оказались самыми недисциплинированными, отменяя запись на предоставление автомобиля в лабораторию, наверно находили "альтернативный" вариант
. Плюс большой ложкой дегтя для желающих поставить ГБО стало повышение стоимости газа.
Подводя итог, могу сказать, что с пригоном в лабораторию переоборудованных автомобилей надо что-то делать, а именно создавать альтернативу - удаленный осмотр и т.п., так как покрытие территории России лабораториями еще катастрофически недостаточное. Предложения от Росаккредитации в части взаимодействия с автосервисами и пунктами техосмотра не реализуемы по двум причинам:
1. Опубликованная методология не имеет реквизитов и даты;
2. Требования методологии практически не выполнимы. Валидация и верификация методик для всех пунктов техосмотра потребует год времени, а контроль за периодичностью поверки чужих средств измерений не даст заняться экспертам непосредственно работой по экспертизе эксплуатируемых и переоборудованных автомобилей.