Сертификация колес (дисков) транспортных средств
Добавлено: 19 сен 2018, 14:51
Сертификация дисков является обязательной на территории стран Таможенного Союза (согласно п.19 Приложение №10 ТР ТС 018/2011).
Колеса транспортных средств.
Схемы сертификации: 2с, 11с.
Требования: Правила ЕЭК ООН N 124-00.
Должна обеспечиваться прочность при циклическом (изгибающим моментом, радиальной силой) нагружении. Для колес из легких сплавов дополнительно должна обеспечиваться прочность при ударном нагружении.
На колесе должна быть нанесена маркировка.
Правила ООН N 124-00
Настоящие Правила охватывают новые сменные колеса, предназначенные для транспортных средств категорий M1, M1G, N1, N1G, O1 и O2.
...
"колесо" означает вращающийся несущий элемент между шиной и осью.
Он обычно состоит из двух основных частей:
а) обода;
b) диска колеса.
Обод и диск колеса могут составлять единое целое и могут быть постоянно соединенными или разъемными;
2.1.1 "дисковое колесо" означает постоянное сочетание обода и диска колеса;
...
2.1.4 "диск колеса" означает ту часть колеса, которая является опорным элементом между осью и ободом;
...
2.2 "тип колеса" означает группу колес, не различающихся между собой в следующих основных характеристиках:
2.2.1 изготовитель колеса;
2.2.2 обозначение размера колеса или обода (согласно стандарту ISO 3911:1998);
2.2.3 конструкционные материалы;
2.2.4 отверстия для крепления колеса;
2.2.5 максимальная несущая способность;
2.2.6 рекомендуемое максимальное давление воздуха в шине;
2.2.7 метод изготовления (сварное, штампованное, литое…);
...
2.6 "вылет" означает расстояние от привалочной поверхности диска до осевой линии обода (может быть положительным, как показано на рис. 1
ниже, нулевым или отрицательным);
3. ЗАЯВКА НА ОФИЦИАЛЬНОЕ УТВЕРЖДЕНИЕ
3.1 Заявка на официальное утверждение типа колеса подается изготовителем или его должным образом аккредитованным представителем. К заявке прилагаются:
3.1.1 чертежи в трех экземплярах, достаточно подробные, чтобы можно было идентифицировать тип. На них должно быть также показано место, предназначенное для проставления знака официального утверждения и маркировки колеса;
3.1.2 техническое описание, включающее, по крайней мере, следующие характеристики:
3.1.2.1 категорию сменных колес - см. пункты 2.4.2, 2.4.3 и 2.4.4;
3.1.2.2 обозначение бортовой закраины обода - вылет колеса - сведения о креплении колеса;
3.1.2.3 крутящий момент затяжки болтов и гаек;
3.1.2.4 способ крепления балансировочных грузов;
3.1.2.5 необходимые вспомогательные принадлежности (дополнительные монтажные элементы);
3.1.2.6 указание на международный стандарт;
3.1.2.7 пригодность для установки бескамерной шины;
3.1.2.8 надлежащие типы вентилей;
3.1.2.9 максимальная несущая способность;
3.1.2.10 максимальное давление воздуха в шине;
3.1.2.11 сведения о материале изготовления, включая химический состав (см. приложение 4);
3.1.2.12 обозначение размера шины, указанное изготовителем транспортного средства для изначального оборудования;
3.1.3 документация в соответствии с пунктом 1 приложения 10 к настоящим Правилам:
- характеристики транспортного средства (пункт 1.2 приложения 10);
- дополнительные характеристики (пункт 1.3 приложения 10);
- подробные инструкции по установке (пункт 1.4 приложения 10); и
- дополнительные предписания (пункт 2 приложения 10);
3.1.4 образцы колес, представляющие тип колес и необходимые для проведения лабораторных испытаний, или протоколы испытаний, составленные органом, ответственным за официальное утверждение типа.
3.2 В случае заявки на официальное утверждение идентичного колеса податель заявки должен удостоверить орган, ответственный за официальное утверждение типа, в том, что колесо действительно является "идентичным сменным колесом" согласно определению, содержащемуся в пункте 2.4.2.
Схема знака официального утверждения.
Колесо, на котором проставлен указанный выше знак официального утверждения, является колесом, которое было официально утверждено в Италии (Е3) под номером официального утверждения 001148.
Первые две цифры номера официального утверждения указывают на то, что официальное утверждение было предоставлено в соответствии с предписаниями Правил № 124 в их первоначальном виде.
Знак официального утверждения, номер Правил и номер официального утверждения могут располагаться на некотором расстоянии друг от друга с соблюдением указанной выше последовательности.
5. МАРКИРОВКА КОЛЕСА
5.1 На колесе в месте, выбранном изготовителем, но видном, когда на колесе установлена шина, должна быть нанесена постоянная и четкая маркировка со следующими данными:
5.1.1 название или товарный знак изготовителя;
5.1.2 обозначение конфигурации колеса или обода;
5.1.2.1 она должна быть составлена согласно предписаниям международных стандартов на шины и ободья колес и включать, по крайней мере, следующие элементы:
обозначение размера обода, включающее:
обозначение бортовой закраины обода и номинальный диаметр обода;
знак "х", если обод состоит из одного элемента;
знак "-", если обод состоит из нескольких элементов;
букву "А", если монтажный ручей обода расположен асимметрично (факультативно);
букву "S", если монтажный ручей обода расположен симметрично (факультативно);
5.1.3 вылет колеса;
5.1.4 дата изготовления (по крайней мере месяц и год);
5.1.5 номер элемента для колеса/обода.
5.2 В приложении 3 к настоящим Правилам приводится пример схемы маркировки колеса.
СХЕМА МАРКИРОВКИ КОЛЕСА
Пример маркировки, которая должна наноситься на колесо, соответствующее
настоящим Правилам:
ABCDE 5½ J x 14 FH 36 01 99 ab123
Эта маркировка, приведенная в качестве примера, обозначает колесо:
- изготовленное предприятием ABCDE;
- имеющее обозначение бортовой закраины обода 5½ J;
- имеющее неразъемную конструкцию (x);
- имеющее код номинального диаметра обода 14;
- имеющее асимметричное расположение монтажного ручья обода (знак отсутствует);
- имеющее посадочную полку с плоским кольцевым выступом лишь с одной стороны (FH) - факультативная маркировка;
- имеющее вылет 36 мм;
- изготовленное в январе 1999 года (0199);
- номер элемента, присвоенный изготовителем, ab123.
Обозначение обода включает в указанном порядке следующие элементы:
обозначение бортовой закраины, тип конструкции, код номинального диаметра обода, расположение монтажного ручья и конфигурацию посадочной полки, например 5½ J x 14 FH. Первые три элемента разрешается также указывать в обратном порядке, например 14 х 5½ J FH.
Примеры маркировок
...
6.5 Аналогичные сменные колеса и частично соответствующие сменные колеса должны успешно пройти следующие испытания:
6.5.1 для стальных колес
6.5.1.1 для дисковых колес
а) испытание на изгиб при кручении согласно приложению 6;
b) испытание при качении согласно приложению 7;
6.5.2 для колес из алюминиевого сплава
6.5.2.1 для неразъемных колес
а) испытание на коррозию согласно приложению 5. Если в производственной цепи всегда используется один и тот же процесс, проводится лишь одно репрезентативное испытание;
b) испытание на изгиб при кручении согласно приложению 6;
с) испытание при качении согласно приложению 7;
d) испытание на удар согласно приложению 8;
6.5.2.2 для колес со съемным ободом
а) испытание на коррозию согласно приложению 5;
b) испытание на изгиб при кручении согласно приложению 6;
с) испытание при качении согласно приложению 7;
d) испытание на удар согласно приложению 8;
6.5.3 для колес из магниевого сплава
6.5.3.1 для неразъемных колес
а) испытание на коррозию согласно приложению 5;
b) испытание на изгиб при кручении согласно приложению 6;
с) испытание при качении согласно приложению 7;
d) испытание на удар согласно приложению 8;
6.5.3.2 для колес со съемным ободом
а) испытание на коррозию согласно приложению 5;
b) испытание на изгиб при кручении согласно приложению 6;
с) испытание при качении согласно приложению 7;
d) испытание на удар согласно приложению 8;
6.6 Когда изготовитель колеса подает заявку на официальное утверждение типа для ряда колес, считается, что нет необходимости проводить все испытания на каждом типе колес данного ряда. По усмотрению органа,
ответственного за официальное утверждение типа, или назначенной технической службы может быть произведен отбор наихудших вариантов (см. пункт 4 приложения 6 к настоящим Правилам).
6.7 Для того чтобы гарантировать надлежащую установку на транспортном средстве, частично соответствующие сменные колеса должны удовлетворять следующим предписаниям:
6.7.1 номинальный диаметр обода, номинальная ширина обода и номинальный вылет колес, официально утвержденных на основании Правил ЕЭК, должны быть такими же, как у сменного колеса изготовителя;
6.7.2 колеса должны соответствовать шинам, обозначение размеров которых было первоначально указано изготовителем транспортного средства для конкретной соответствующей модели;
6.7.3 проверки и документация, относящиеся к комплектации колеса/ транспортного средства, описаны в приложении 10.
Приложение 5
ИСПЫТАНИЕ НА КОРРОЗИОННУЮ СТОЙКОСТЬ
1. Проводится испытание в солевом тумане согласно стандарту ISO 9227 в течение 384 часов.
1.1 Подготовка образца
Отобранный из серийной партии образец с обработанной поверхностью подвергается повреждению посредством нанесения крестообразных насечек и ударов щебнем (стандарт ISO 565) для имитации повреждений,
имеющих место в ходе нормальной эксплуатации транспортного средства (повреждения наносятся в зоне бортовой закраины обода и внутри колеса).
1.2 Проведение испытания
Образец с обработанной поверхностью подвергается испытанию в солевом тумане, в ходе которого образец и любые элементы, с которыми он обычно находится в соприкосновении, помещаются в вертикальном положении в установку для проведения испытания в солевом тумане.
Каждые 48 часов колесо поворачивается на 90°.
1.3 Оценка
Должны оцениваться различные средства, которые могут влиять на степень коррозии (закрывающие элементы, винты, цинковые или кадмиевые основания, изоляционные покрытия из сплавов и т.д.).
Отчеты о проведении испытаний должны включать фотографии, показывающие основные точки появления коррозии, которые были подвергнуты механической промывке для выявления дефектов материала.
После 192 часов испытания не должно быть никаких значительных признаков коррозии. После 384 часов коррозия не должна негативно затрагивать функциональные свойства колеса, а также элементы крепления и посадочную полку обода. Это должно подтверждаться посредством проведения испытания на изгиб при кручении согласно приложению 6 или испытания при качении согласно приложению 7 в зависимости от места появления коррозии.
Приложение 6
ИСПЫТАНИЕ НА ИЗГИБ ПРИ КРУЧЕНИИ
1. Описание испытания
В ходе испытания на изгиб при кручении имитируются поперечные силы, воздействующие на колесо при движении автомобиля по кривой.
Испытанию подвергаются четыре образца колес: два с применением 50% и два - 75% максимальной боковой силы. Обод колеса жестко закрепляется на испытательном стенде, и в зоне крепления колеса к ступице (т.е. через вал передачи усилия с фланцем, имеющим такой же диаметр окружности центров крепежных отверстий, что и на транспортном средстве, для установки на котором предназначено колесо) прилагается изгибающий момент Мb. Колеса из легкого сплава закрепляются на испытательном стенде внутренней бортовой закраиной обода при помощи двух полукруглых скоб.
В случае использования других средств крепления необходимо доказать их эквивалентность.
Болты или крепежные гайки затягиваются с крутящим моментом, указанным изготовителем транспортного средства, и повторно затягиваются приблизительно после 10 000 циклов.
2. Формула для расчета изгибающего момента
3. Испытание проводится с двумя процентными значениями (50% и 75%) максимального момента и на основе следующих нормативов:
4. Программа испытания для серии типов колес Колеса одного и того же типа (пункт 2.2), но с различными значениями вылета могут группироваться для проведения испытаний с использованием наивысшего значения испытательного изгибающего момента в соответствии с программой испытаний, указанной ниже. В испытание включаются модели колес с более крупным центральным отверстием. В случае получения неудовлетворительного результата испытанию подвергаются дополнительные образцы.
Необходимые испытания:
Колеса транспортных средств.
Схемы сертификации: 2с, 11с.
Требования: Правила ЕЭК ООН N 124-00.
Должна обеспечиваться прочность при циклическом (изгибающим моментом, радиальной силой) нагружении. Для колес из легких сплавов дополнительно должна обеспечиваться прочность при ударном нагружении.
На колесе должна быть нанесена маркировка.
Правила ООН N 124-00
Настоящие Правила охватывают новые сменные колеса, предназначенные для транспортных средств категорий M1, M1G, N1, N1G, O1 и O2.
...
"колесо" означает вращающийся несущий элемент между шиной и осью.
Он обычно состоит из двух основных частей:
а) обода;
b) диска колеса.
Обод и диск колеса могут составлять единое целое и могут быть постоянно соединенными или разъемными;
2.1.1 "дисковое колесо" означает постоянное сочетание обода и диска колеса;
...
2.1.4 "диск колеса" означает ту часть колеса, которая является опорным элементом между осью и ободом;
...
2.2 "тип колеса" означает группу колес, не различающихся между собой в следующих основных характеристиках:
2.2.1 изготовитель колеса;
2.2.2 обозначение размера колеса или обода (согласно стандарту ISO 3911:1998);
2.2.3 конструкционные материалы;
2.2.4 отверстия для крепления колеса;
2.2.5 максимальная несущая способность;
2.2.6 рекомендуемое максимальное давление воздуха в шине;
2.2.7 метод изготовления (сварное, штампованное, литое…);
...
2.6 "вылет" означает расстояние от привалочной поверхности диска до осевой линии обода (может быть положительным, как показано на рис. 1
ниже, нулевым или отрицательным);
3. ЗАЯВКА НА ОФИЦИАЛЬНОЕ УТВЕРЖДЕНИЕ
3.1 Заявка на официальное утверждение типа колеса подается изготовителем или его должным образом аккредитованным представителем. К заявке прилагаются:
3.1.1 чертежи в трех экземплярах, достаточно подробные, чтобы можно было идентифицировать тип. На них должно быть также показано место, предназначенное для проставления знака официального утверждения и маркировки колеса;
3.1.2 техническое описание, включающее, по крайней мере, следующие характеристики:
3.1.2.1 категорию сменных колес - см. пункты 2.4.2, 2.4.3 и 2.4.4;
3.1.2.2 обозначение бортовой закраины обода - вылет колеса - сведения о креплении колеса;
3.1.2.3 крутящий момент затяжки болтов и гаек;
3.1.2.4 способ крепления балансировочных грузов;
3.1.2.5 необходимые вспомогательные принадлежности (дополнительные монтажные элементы);
3.1.2.6 указание на международный стандарт;
3.1.2.7 пригодность для установки бескамерной шины;
3.1.2.8 надлежащие типы вентилей;
3.1.2.9 максимальная несущая способность;
3.1.2.10 максимальное давление воздуха в шине;
3.1.2.11 сведения о материале изготовления, включая химический состав (см. приложение 4);
3.1.2.12 обозначение размера шины, указанное изготовителем транспортного средства для изначального оборудования;
3.1.3 документация в соответствии с пунктом 1 приложения 10 к настоящим Правилам:
- характеристики транспортного средства (пункт 1.2 приложения 10);
- дополнительные характеристики (пункт 1.3 приложения 10);
- подробные инструкции по установке (пункт 1.4 приложения 10); и
- дополнительные предписания (пункт 2 приложения 10);
3.1.4 образцы колес, представляющие тип колес и необходимые для проведения лабораторных испытаний, или протоколы испытаний, составленные органом, ответственным за официальное утверждение типа.
3.2 В случае заявки на официальное утверждение идентичного колеса податель заявки должен удостоверить орган, ответственный за официальное утверждение типа, в том, что колесо действительно является "идентичным сменным колесом" согласно определению, содержащемуся в пункте 2.4.2.
Схема знака официального утверждения.
Колесо, на котором проставлен указанный выше знак официального утверждения, является колесом, которое было официально утверждено в Италии (Е3) под номером официального утверждения 001148.
Первые две цифры номера официального утверждения указывают на то, что официальное утверждение было предоставлено в соответствии с предписаниями Правил № 124 в их первоначальном виде.
Знак официального утверждения, номер Правил и номер официального утверждения могут располагаться на некотором расстоянии друг от друга с соблюдением указанной выше последовательности.
5. МАРКИРОВКА КОЛЕСА
5.1 На колесе в месте, выбранном изготовителем, но видном, когда на колесе установлена шина, должна быть нанесена постоянная и четкая маркировка со следующими данными:
5.1.1 название или товарный знак изготовителя;
5.1.2 обозначение конфигурации колеса или обода;
5.1.2.1 она должна быть составлена согласно предписаниям международных стандартов на шины и ободья колес и включать, по крайней мере, следующие элементы:
обозначение размера обода, включающее:
обозначение бортовой закраины обода и номинальный диаметр обода;
знак "х", если обод состоит из одного элемента;
знак "-", если обод состоит из нескольких элементов;
букву "А", если монтажный ручей обода расположен асимметрично (факультативно);
букву "S", если монтажный ручей обода расположен симметрично (факультативно);
5.1.3 вылет колеса;
5.1.4 дата изготовления (по крайней мере месяц и год);
5.1.5 номер элемента для колеса/обода.
5.2 В приложении 3 к настоящим Правилам приводится пример схемы маркировки колеса.
СХЕМА МАРКИРОВКИ КОЛЕСА
Пример маркировки, которая должна наноситься на колесо, соответствующее
настоящим Правилам:
ABCDE 5½ J x 14 FH 36 01 99 ab123
Эта маркировка, приведенная в качестве примера, обозначает колесо:
- изготовленное предприятием ABCDE;
- имеющее обозначение бортовой закраины обода 5½ J;
- имеющее неразъемную конструкцию (x);
- имеющее код номинального диаметра обода 14;
- имеющее асимметричное расположение монтажного ручья обода (знак отсутствует);
- имеющее посадочную полку с плоским кольцевым выступом лишь с одной стороны (FH) - факультативная маркировка;
- имеющее вылет 36 мм;
- изготовленное в январе 1999 года (0199);
- номер элемента, присвоенный изготовителем, ab123.
Обозначение обода включает в указанном порядке следующие элементы:
обозначение бортовой закраины, тип конструкции, код номинального диаметра обода, расположение монтажного ручья и конфигурацию посадочной полки, например 5½ J x 14 FH. Первые три элемента разрешается также указывать в обратном порядке, например 14 х 5½ J FH.
Примеры маркировок
...
6.5 Аналогичные сменные колеса и частично соответствующие сменные колеса должны успешно пройти следующие испытания:
6.5.1 для стальных колес
6.5.1.1 для дисковых колес
а) испытание на изгиб при кручении согласно приложению 6;
b) испытание при качении согласно приложению 7;
6.5.2 для колес из алюминиевого сплава
6.5.2.1 для неразъемных колес
а) испытание на коррозию согласно приложению 5. Если в производственной цепи всегда используется один и тот же процесс, проводится лишь одно репрезентативное испытание;
b) испытание на изгиб при кручении согласно приложению 6;
с) испытание при качении согласно приложению 7;
d) испытание на удар согласно приложению 8;
6.5.2.2 для колес со съемным ободом
а) испытание на коррозию согласно приложению 5;
b) испытание на изгиб при кручении согласно приложению 6;
с) испытание при качении согласно приложению 7;
d) испытание на удар согласно приложению 8;
6.5.3 для колес из магниевого сплава
6.5.3.1 для неразъемных колес
а) испытание на коррозию согласно приложению 5;
b) испытание на изгиб при кручении согласно приложению 6;
с) испытание при качении согласно приложению 7;
d) испытание на удар согласно приложению 8;
6.5.3.2 для колес со съемным ободом
а) испытание на коррозию согласно приложению 5;
b) испытание на изгиб при кручении согласно приложению 6;
с) испытание при качении согласно приложению 7;
d) испытание на удар согласно приложению 8;
6.6 Когда изготовитель колеса подает заявку на официальное утверждение типа для ряда колес, считается, что нет необходимости проводить все испытания на каждом типе колес данного ряда. По усмотрению органа,
ответственного за официальное утверждение типа, или назначенной технической службы может быть произведен отбор наихудших вариантов (см. пункт 4 приложения 6 к настоящим Правилам).
6.7 Для того чтобы гарантировать надлежащую установку на транспортном средстве, частично соответствующие сменные колеса должны удовлетворять следующим предписаниям:
6.7.1 номинальный диаметр обода, номинальная ширина обода и номинальный вылет колес, официально утвержденных на основании Правил ЕЭК, должны быть такими же, как у сменного колеса изготовителя;
6.7.2 колеса должны соответствовать шинам, обозначение размеров которых было первоначально указано изготовителем транспортного средства для конкретной соответствующей модели;
6.7.3 проверки и документация, относящиеся к комплектации колеса/ транспортного средства, описаны в приложении 10.
Приложение 5
ИСПЫТАНИЕ НА КОРРОЗИОННУЮ СТОЙКОСТЬ
1. Проводится испытание в солевом тумане согласно стандарту ISO 9227 в течение 384 часов.
1.1 Подготовка образца
Отобранный из серийной партии образец с обработанной поверхностью подвергается повреждению посредством нанесения крестообразных насечек и ударов щебнем (стандарт ISO 565) для имитации повреждений,
имеющих место в ходе нормальной эксплуатации транспортного средства (повреждения наносятся в зоне бортовой закраины обода и внутри колеса).
1.2 Проведение испытания
Образец с обработанной поверхностью подвергается испытанию в солевом тумане, в ходе которого образец и любые элементы, с которыми он обычно находится в соприкосновении, помещаются в вертикальном положении в установку для проведения испытания в солевом тумане.
Каждые 48 часов колесо поворачивается на 90°.
1.3 Оценка
Должны оцениваться различные средства, которые могут влиять на степень коррозии (закрывающие элементы, винты, цинковые или кадмиевые основания, изоляционные покрытия из сплавов и т.д.).
Отчеты о проведении испытаний должны включать фотографии, показывающие основные точки появления коррозии, которые были подвергнуты механической промывке для выявления дефектов материала.
После 192 часов испытания не должно быть никаких значительных признаков коррозии. После 384 часов коррозия не должна негативно затрагивать функциональные свойства колеса, а также элементы крепления и посадочную полку обода. Это должно подтверждаться посредством проведения испытания на изгиб при кручении согласно приложению 6 или испытания при качении согласно приложению 7 в зависимости от места появления коррозии.
Приложение 6
ИСПЫТАНИЕ НА ИЗГИБ ПРИ КРУЧЕНИИ
1. Описание испытания
В ходе испытания на изгиб при кручении имитируются поперечные силы, воздействующие на колесо при движении автомобиля по кривой.
Испытанию подвергаются четыре образца колес: два с применением 50% и два - 75% максимальной боковой силы. Обод колеса жестко закрепляется на испытательном стенде, и в зоне крепления колеса к ступице (т.е. через вал передачи усилия с фланцем, имеющим такой же диаметр окружности центров крепежных отверстий, что и на транспортном средстве, для установки на котором предназначено колесо) прилагается изгибающий момент Мb. Колеса из легкого сплава закрепляются на испытательном стенде внутренней бортовой закраиной обода при помощи двух полукруглых скоб.
В случае использования других средств крепления необходимо доказать их эквивалентность.
Болты или крепежные гайки затягиваются с крутящим моментом, указанным изготовителем транспортного средства, и повторно затягиваются приблизительно после 10 000 циклов.
2. Формула для расчета изгибающего момента
3. Испытание проводится с двумя процентными значениями (50% и 75%) максимального момента и на основе следующих нормативов:
4. Программа испытания для серии типов колес Колеса одного и того же типа (пункт 2.2), но с различными значениями вылета могут группироваться для проведения испытаний с использованием наивысшего значения испытательного изгибающего момента в соответствии с программой испытаний, указанной ниже. В испытание включаются модели колес с более крупным центральным отверстием. В случае получения неудовлетворительного результата испытанию подвергаются дополнительные образцы.
Необходимые испытания: