Pasha130686 » 21 фев 2015, 17:07
Обзор судебной практики по гражданским делам за июль 2014 года" (подготовлен Белгородским областным судом)
К. приобрел по договору купли-продажи автомобиль марки "LADA" модели "21144", 2010 года выпуска, и произвел замену кузова транспортного средства с на новый кузов с другим номером.
07.03.2014 К. обратился в 5-е отделение МРЭО ГИБДД УМВД России по Белгородской области с просьбой о регистрации транспортного средства с одновременной заменой номерного агрегата (кузова), ПТС и государственных регистрационных номеров.
Заявителю отказано в предоставлении указанной государственной услуги в связи с обнаружением признаков скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационной маркировки, нанесенной организацией-изготовителем.
К., мотивируя незаконностью принятого должностным лицом регистрационного органа решения, обратился в суд с заявлением о его оспаривании. Просил возложить на 5-е отделение МРЭО ГИБДД УМВД России по Белгородской области обязанность предоставить обозначенную выше государственную услугу.
Решением суда в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Решение отменено в апелляционном порядке.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что в результате замены кузова транспортное средство утратило основной базовый элемент и фактически стало новым автомобилем, данное обстоятельство препятствует его идентификации и соотнесению установленных номерных агрегатов с ранее зарегистрированным в органах ГИБДД транспортным средством.
Судебная коллегия признала приведенные выводы ошибочными, поскольку они не соответствуют обстоятельствам дела и основаны на неправильном применении норм материального права (пп. 3, 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ).
В соответствии с п. 1, пп. "з" п. 12 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 N 711, Госавтоинспекция осуществляет специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения; имеет право не допускать к участию в дорожном движении путем отказа в регистрации и выдаче соответствующих документов автотранспортные средства и прицепы к ним, имеющие скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или государственные регистрационные знаки.
Основания, по которым с транспортными средствами не проводятся регистрационные действия, указаны в п. 3 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных приказом МВД Российской Федерации N 1001 от 24.11.2008, и в п. 24 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного Приказом МВД России от 07.08.2013 N 605. К числу таковых относится, в частности, случай, когда обнаружены признаки скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационной маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями.
На наличие вышеизложенных обстоятельств, являющихся основанием для отказа К. в проведении регистрационных действий, ссылается заинтересованное лицо и указывает в своем решении суд первой инстанции.
Однако в силу ст. 56 ГПК Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Исходя из ч. 1 ст. 249 ГПК Российской Федерации обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) возлагается на орган, принявший нормативно-правовой акт, органы или лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Между тем, достоверных и достаточных сведений о том, что на принадлежащем заявителю автомобиле обнаружены признаки скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационной маркировки, нанесенной на транспортное средство организациями-изготовителями, в материалах дела не содержится и заинтересованным органом, чьи действия обжалуются, суду не представлено.
При таком положении дел судебная коллегия приходит к выводу о том, что произведенная заявителем замена номерных агрегатов транспортного средства на аналогичные, того же модельного ряда, в целом сохраняет базовое транспортное средство и изменений в его конструкцию не вносит, что свидетельствует о наличии возможности идентификации автомобиля по представленным на него документам.
Более того, положения п. 4 вышеупомянутых Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России предусматривают прямую обязанность собственника транспортного средства после приобретения и замены номерных агрегатов в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в течение 10 суток.
Следовательно, отказ органа ГИБДД в предоставлении государственной услуги по основанию, изложенному в абз. 5 п. 3 Правил и абз. 4 п. 24 Административного регламента, является незаконным.
Консультационная помощь по любым вопросам связанным с регистрацией и внесением изменений в конструкцию ТС, нанесение полицейской маркировки alteza2008@mail.ru