Данное разъяснение от ФГУП НАМИ было получено благодаря деятельности "Национального Автомобильного Союза".
Письмо касается установки на ТС дополнительного оборудования (багажники, лебедки. пороги и т.д.), установки удерживающих устройств, в отношении установки устройств освещения и световой сигнализации, в отношении устранения ранее внесенных изменений в конструкцию ТС и приведения ТС в исходное состояние.
Вот поставленные вопросы:Прошу Вас обозначить позицию ФГУП НАМИ по поводу возможного упрощения процедуры легализации внесения изменений в конструкцию ТС по следующим категориям автокомпонентов:
• кунги, тенты, крышки на грузовой отсек пикапов;
• багажники;
• сцепные устройства (фаркопы);
• элементы повышения или изменения (занижения) подвески;
• бамперы, пороги, спойлеры, сплиттеры, решётки радиатора, насадки на глушители и другие декоративные элементы кузова, не выступающие за его габариты;
• лебедки и площадки для их установки, не выступающие за пределы кузова;
• расширительные арки, подкрылки, брызговики, дефлекторы, не выступающие за пределы кузова с зеркалами;
• пороги-площадки, силовые пороги, не выступающие за пределы кузова с зеркалами;
• колеса;
• шноркель;
• дополнительные системы охлаждения, в части необязательности прохождения оценки соответствия (п. 77 ТР ТС 18/2011) вышеуказанных компонентов в составе конкретного транспортного средства при наличии сертификата, оформленного в соответствии с требованиями раздела 5 ТР ТС 018/2011.
Также просим категорировать компоненты по степени возможного влияния на безопасность дорожного движения.
Для более полного понимания возникшей проблемы приведем пример ситуации, происходящей по всей стране при буквальном выполнении требований ТР ТС 018/2011 на примере источника света, подлежащем обязательной сертификации:
Демонтируем лампу источника ближнего/дальнего света с автомобиля Lexus c цоколем H4 производства Koito и устанавливаем на автомобиль BMW в источник света, предназначенный для работы с таким же цоколем и мощностью. С технической точки зрения, как мы себе это представляем, вышеуказанная манипуляция не ухудшит безопасность конструкции ТС. Но, с юридической это будет являться внесением изменений в конструкцию ТС и требует проведения регистрационных действий по п.75-80 раздела 4 ТР ТС 018/2011 и вот почему:
конструкция фары BMW прошла оценку соответствия с источником света (лампа H4) производства Bosch, а мы устанавливаем лампу производства Koito, которая не отражена (не одобрена) в ОТТС на BMW. Подобный пример можно также привести и при замене тормозных колодок, внешних элементов дизайна кузова, используемых в более дорогих комплектациях транспортных средств и не включенных в текст ОТТС на конкретный автомобиль. Особенно остро стоит проблема с использованием детских удерживающих устройств на транспортных средствах, так как перед их использованием необходимо выполнить требования раздела 4 ТР ТС 018/2011.
Подводя итог отметим, что речь идет только о компонентах, прошедших процедуру оценки соответствия по разделу 5 ТР ТС 018/2011
Ответ: 1. 0 возможности упрощении процедуры легализации установки на транспортное средство отдельных видов компонентов на основании пункта 77 технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011).
Пункт 77 ТР ТС 018/2011 определяет, что транспортные средства не подлежат индивидуальной проверке безопасности внесенных в конструкцию изменений при установке на транспортное средство компонентов:
- предназначенных для этого транспортного средства и прошедших оценку соответствия в составе данного транспортного средства, что подтверждено документацией и з готов и геля ко м п о н енто в;
- предусмотренных изготовителем транспортного средства в эксплуатационной документации.
Таким образом, в случае предоставления документа (сертификата соответствия на свойство транспортного средства), подтверждающего проведение сертификации установленных компонентов в составе соответствующего типа транспортного средства, проверку безопасности внесенных в конструкцию изменений индивидуального
транспортного средства возможно не проводить на основании пункта 77 ТР ТС 018/2011.
Указание в документации (например, руководстве по установке оборудования, руководстве по эксплуатации транспортного средства) изготовителя транспортного средства или изготовителя компонентов о том, что данные компоненты предназначены для установки на транспортные средства данного типа, подтверждает безопасность соответствующей установки в том случае, когда установленные компоненты имеют идентификационные признаки (маркировку, указывающую на изготовителя, идентификационный код модели и т.п.), позволяющие установить их соответствие представленной документации.
Изложенное касается следующих компонентов, перечисленных в Вашем письме:
- багажники;
- сцепные устройства;
- бамперы (не усиленные), пороги, спойлеры, сплиттеры, решетки радиатора и другие декоративные элементы кузова, не выступающие за его габариты;
- расширительные арки, подкрылки, устройства для снижения разбрызгивания из-под колес (брызговики), дефлекторы;
- пороги-площадки, силовые пороги;
- колеса;
- воздухозаборники (шноркели);
- дополнительные системы охлаждения двигателей;
- кунги, тенты, крышки на грузовой отсек пикапов.
В то же время, требуется оценка соответствия в составе транспортного средства при установке следующих компонентов:
- конструктивные элементы, приводящие к повышению или понижению высоты кузова: проставки в подвеску, колеса увеличенного размера (вследствие риска ухудшения управляемости и устойчивости, связанного с изменением высоты центра масс, изменением характеристик подвески и шин, установленных изготовителем транспортного средства);
- лебедки и площадки для их установки, а также защитные устройства бампера (вследствие риска тяжелого травмирования пешеходов в случае наезда транспортного средства. Указанные компоненты не должны выступать вперед относительно линии бампера, соответствующей внешнему контуру проекции транспортного средства на горизонтальную плоскость опорной поверхности).
В отношении всех перечисленных в Вашем письме компонентов, за исключением дополнительных систем охлаждения двигателей, в том случае, если положения пункта 77 ТР ТС 018/2011 применить нельзя, требуется оценка соответствия в составе транспортного средства.
Схемы декларирования соответствия (приложение 19 к ТР ТС 018/2011) не имеют отношения к оценке соответствия изменений, внесенных в конструкцию транспортного средства.
3. В отношении установки детских удерживающих устройств.
Выпускаемые в обращение транспортные средства должны комплектоваться ремнями безопасности в соответствии с Правилами ООН № 16-06 (позиция 13 приложения № 2 к ТР ТС 018/2011). Диагонально-поясные ремни безопасности или крепления ISOFIX, предусмотренные Правилами ООН № 16, используются для фиксации на сиденьях детских удерживающих устройств.
В отношении детских удерживающих устройств предусматривается оформление сертификата соответствия ТР ТС 018/2011 на основании сообщения об официальном утверждении типа по Правилам ООН №44-04 (позиция 35 приложения №10 к ТР ТС 018/2011). Такие детские удерживающие устройства могут устанавливаться на сиденья, конструктивно приспособленные для их установки, без проведения оценки соответствия детских удерживающих устройств в составе конкретного транспортного средства.
Детские удерживающие устройства, не соответствующие в полном объеме требованиям Правил ООН № 44-04, не являются безопасными для перевозки детей, и не должны использоваться.
Детские удерживающие устройства не должны устанавливаться на транспортных средствах, конструктивно не приспособленных для их установки.
Установку креплений ISOFIX для детских удерживающих устройств может осуществлять только изготовитель сидений.
В связи с принятием в последнее время Правил ООП № 129, касающихся официального утверждения усовершенствованных детских удерживающих систем, не включенных в ТР ТС 018/2011, при наличии сообщения об официальном утверждении типа по этим Правилам их установка на сиденья, конструктивно для этого приспособленные допускается также без оценки соответствия в составе конкретного транспортного средства.
2. Просим дать разъяснения по поводу допустимости использования устройств декоративной подсветки на транспортном средстве, не выполняющих функции устройств освещения или световой сигнализации
3. Просим дать разъяснения по поводу допустимости установки и использования устройств «рабочего» освещения на транспортном средстве. Под устройством «рабочего» освещения понимаются только те источники света, использование которых происходит исключительно вне дорог общего пользования, например, при погрузо-разгрузочных работах, поисково-спасательных, освещения спортивной трассы при внедорожных соревнованиях и т.п. ситуациях.
2. В отношении установки устройств освещении и световой сигнализации.
Количество, расположение, назначение, режим работы, цвет огней внешних световых приборов и световой сигнализации на транспортном средстве должны соответствовать указанным изготовителем в эксплуатационной документации транспортного средства, при этом световой пучок фар ближнего света должен соответствовать условиям правостороннего движения.
Класс источника света, установленного в устройствах освещения и световой сигнализации транспортного средства, должен соответствовать указанному изготовителем в эксплуатационной документации с учетом заводской комплектации данного транспортного средства либо, в случае внесения изменений в конструкцию транспортного средства, указанному в документации на световые приборы, установленные вместо предусмотренных конструкцией.
Внешние световые приборы должны находиться в работоспособном состоянии (пункт 3.1 приложения № 8 к ТР ТС 018/2011).
Изменение цвета огней, режима работы, мест расположения, назначения, замена, установка дополнительных и демонтаж предусмотренных изготовителем в эксплуатационной документации внешних световых приборов допускается только в соответствии с разделом 1.3 приложения № 4 к ТР ТС 018/2011 и таблицей 3.1 приложения №8 к ТР ТС 018/2011, а также при выполнении требований раздела 9 приложения № 9 к ТР ТС 018/2011.
В соответствии с вышеприведенными положениями ТР ТС 018/2011 установка всякого рода декоративной подсветки на транспортные средства не разрешается, поскольку
она может ввести в заблуждение участников дорожного движения и отвлечь их внимание от управления.
Что касается упоминаемых в Вашем письме «устройств «рабочего» освещения», предназначенных для использования вне автомобильных дорог общего пользования, то их установка является допустимой, однако при их применении должна быть исключена возможность ослепления участников дорожного движения, находящихся на автомобильных дорогах общего пользования.
2. В отношении описанной в Вашем письме правоприменительной практики
сообщаем, что в одобрении типа транспортного средства не указываются изготовители источников света и тормозных колодок, поэтому ссылка на одобрение типа транспортного средства в случае замены указанных компонентов является безосновательной.
Установка не предусмотренных конструкцией транспортного средства внешних декоративных элементов кузова, используемых в более дорогих комплектациях транспортных средств, требует проведения оценки соответствия в составе транспортного средства для проверки травмоопасности наружных выступов. Информация о внешних декоративных элементах кузова не приводится в одобрении типа транспортного средства. Эта информация содержится в документации изготовителя.
4. Просим изложить Ваше мнение о возможности упрощения процедуры «обратного внесения изменений в конструкцию ТС», т.е. когда с транспортного средства демонтируются ранее установленные компоненты, таким образом транспортное средство полностью либо частично приводится в исходное состояние (до ранее внесенных в конструкцию изменений).
5. Устранение ранее внесенных изменений в конструкцию транспортного средства и приведение транспортного средства в исходное состояние не требует разрешения со стороны подразделения органа ГИБДД МВД России по месту регистрационного учета транспортного средства. Также не требуется предварительная техническая экспертиза для удостоверения в том, что после внесения изменений в конструкцию транспортного средства сохранится его соответствие требованиям ТР ТС 018/2011.
По факту приведения транспортного средства в исходное состояние (т.е., внесения изменений в конструкцию транспортного средства) необходимо уведомление органа ГИБДД МВД России. Необходимость проверки безопасности конструкции транспортного средства после приведения его в исходное состояние должна устанавливаться органом ГИБДД МВД России, если без проведения такой проверки невозможно удостовериться в том, что транспортное средство после устранения ранее внесенных изменений в конструкцию соответствует своему состоянию на момент выпуска в обращение.
С Уважением,
Заместитель председателя государственной думы А.Л. Романович