В ЕЭК рассмотрели практику отзывов продукции в РоссииМОСКВА, 12 октября 2017 г. – Практика Росстандарта по взаимодействию с бизнесом в проведении отзывов продукции с российского рынка была в числе тем первого заседания Подкомитета по координации работ в области государственного контроля (надзора) при Консультативном комитете по техническому регулированию, применению санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер Евразийской экономической комиссии. С докладом на эту тему выступил заместитель Руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Алексей Кулешов, в том числе выразив надежду, что опыт Росстандарта будет использован в странах - членах Евразийского экономического союза (с презентацией доклада можно ознакомиться в приложении).
Вопросы, связанные с отзывом продукции с рынка регулируются в России федеральным законом «О техническом регулировании», в рамках главы 7 «Информация о нарушении требований технических регламентов и отзыв продукции».
30 июля 2017 г. в России вступили в силу поправки в КоАП, в соответствии с которыми вводится ответственность за непринятие производителями мер по предотвращению причинения вреда.
В целях систематизации информации и создания для бизнеса четкого алгоритма действий при появлении информации о возможном несоответствии продукции установленным требованиям Росстандартом утверждены:
- Методические рекомендации по разработке и реализации программы мероприятий по предотвращению причинения вреда в связи с несоответствием продукции требованиям технического регламента о безопасности колесных транспортных средств» (приказ Росстандарта от 5 июля 2016 г. № 847) – в отношении автомобильной техники и компонентов к ней;- Методические рекомендации по разработке и реализации программы мероприятий по предотвращению причинения вреда в связи с несоответствием продукции требованиям технических регламентов (приказ Росстандарта
от 29 марта 2017 г. № 647) – в отношении иных групп поднадзорных агентству товаров.
С учетом важности контроля ситуации на топливном рынке в настоящее время готовятся методические рекомендации по отзыву продукции, не соответствующей требованиям технического регламента Таможенного союза «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту».
В числе приоритетов для Росстандарта сегодня – совместная работа с предприятиями и отраслевыми объединениями, а также информирование о процедурах и проводимых отзывных кампаниях через СМИ. Как следствие, бизнес все более активно использует этот механизм в своей практике.
Так, за 9 месяцев текущего года по согласованию с Росстандартом автоконцерны отозвали с рынка по разным причинам более 1 млн. 150 тыс. транспортных средств, тогда как за весь 2016 год – около 1 млн. 100 тыс., а за 2015 год – только 280 тыс. автомобилей.Этим механизмом пользуются и предприятия других отраслей. В 2017 году Росстандартом согласованы отзывные кампании в отношении газовых печей Bosch, аккумуляторных батарей планшетных компьютеров Panasonic, штепсельных вилок к зарядным устройствам компьютеров торговой марки Sheld и другие.
Проведение отзывных кампаний позволяет предприятиям избежать административных санкций за причинение вреда потребителям и добровольно предотвратить возможный вред от использования продукции на рынке. Это в том числе работает на формирование позитивного имиджа предприятий и снижение возможности судебных исков. Кроме того, при введении риск-ориентированного подхода в контрольно-надзорной деятельности Росстандартом будет учитываться опыт проведения компаниями отзывных кампаний.
Презентация доклада заместителя Руководителя Росстандарта Алексея Кулешова «Практика отзывов в России» (2 MB)