У меня складывается впечатление, что расчёт тормозной системы, для тягачей категории "В", носит некий оттенок "от лукавого" и не соответствует действительности...
Илья Сергеевич, мы используем виртуальную математическую модель расчета эффективности тормозной системы. Сравнивали результаты, полученные расчетным путем, с результатами натурных испытаний на Дмитровском полигоне, сходимость результатов составила 90-95%, что является высоким показателем. Вообще, математическая модель считается адекватной при сходимости более 80%.
Скорее всего при расчётах был упущен из виду какой-то из факторов, который на практике даёт положительную картину, принципиально противоположную расчётной...
Напротив, когда считали эффективность торможения автопоезда, учитывали особенности процеса торможения.
Если говорить про тормозные свойства автопоезда, то
прицеп с правильно отрегулированными механизмами должен тормозить хуже тягача (для удовлетворения требований по устойчивости/управляемости). Грубо говоря, водителю проще управлять торможением, когда тягач развивает большее усилие, чем прицеп. Автопоезд работает на сжатие и прицеп не может улучшить тормозные свойства тягача.
Если же мы имеем дело с современным 2-3-х тонным, 2-3-х осным прицепом оборудованным тормозами и они правильно отрегулированны, то его тормозная система устроена так, что этот прицеп сам себя оттормаживает, а ещё и немного улучшает эффективность тормозов тягача и по сути его можно буксировать чуть ли не Окой...
Если говорить про автомобильные прицепы с тормозом-наката, то тормоз-наката срабатывает при замедлении 2,0 м/с2, которое
должен развить тягач, используя собственную тормозную систему.
Например, Газель в аварийном режиме (работа заднего контура) с прицепом, не оборудованным тормозной системой, полной массой 750 кг, развивает замедление 1,9 м/с2. Таким образом, в аварийном режиме Газель с 1,5-тонным прицепом, оборудованным тормозом-наката, вообще "не затормозит", т.к. тормоз-наката на прицепе не сработает.
И прицеп с тормозом - не панацея. Трюк с Окой не пройдет.