Протокол и Приложение к протоколу от 29 июня 2017 г.
Обсуждались вопросы
1. О регламенте работы (Д.А. Загарин).
С целью улучшения продуктивности работы отмечено, что материалы к очередному заседанию рабочей группы необходимо предоставлять не позднее, чем за неделю до заседания.
2. Об особенностях оформления сертификатов соответствия на основании
Сообщений в рамках Женевского соглашения 1958 года (Бурьянов П.Д., Громов М.В., Бурлак А.А.).
Отмечено, что согласно примечанию 1 к "Перечню требований к типам компонентов транспортных средств", указанному в приложении № 10 к TP ТС 018/2011, на компоненты транспортных средств, отмеченные в таблице указанного приложения символом "*", сертификат соответствия выдается только на основании сообщения об официальном утверждении типа по Правилам ООН, т.е. без проведения дополнительных сертификационных испытаний. Вместе с тем схемы подтверждения соответствия при обязательной сертификации серийно выпускаемых компонентов (1с, 2с, Юс, 11с), приведенные в Приложении № 19 к TP ТС 018/2011, предусматривают предоставление в качестве доказательственного материала только протоколы испытаний и измерений, проведенных аккредитованными в установленном порядке испытательными лабораториями.
Участникам заседания был представлена информация о том, что данный вопрос рассмотрен в разъяснительном письме Евразийской Экономической Комиссии (выписка из письма прилагается).
Высказано мнение, что по имеющейся информации, данных разъяснений недостаточно для судов российской юрисдикции. В этой связи участники заседания обращаются с просьбой к представителям Росаккредитации организовать работу по разъяснению особенностей оформления сертификатов соответствия на основании Сообщений в рамках Женевского соглашения 1958 года.
Отдельно были отмечены затруднения в подтверждении подлинности Сообщений в связи с отсутствием единой международной базы данных и сложностью процедур официальных запросов.
3. Об особенностях оформления сертификатов соответствия на компоненты, основанием для которых является одобрение типа транспортного средства (ОТТС) (Кисуленко Б.В., Громов М.В., Куликов А.В., Гусаров А.П. , Семенихин А.Н.)
Экспертами ООО «Трансконсалтинг» проведен сравнительный анализ требований к компонентам, приведенным в Приложении №2 TP ТС 018/2011 и требований, приведенных в Приложении №10 того же технического регламента. По результатам анализа отмечены существенные различия. Представителями автопроизводителей была отмечена необходимость сохранения текущего режима оформления сертификатов соответствия на основании ОТТС в связи с потребностью обеспечения дилеров оригинальными запасными частями при проведении процедур ремонта и технического обслуживания. Эксперты указали, что действующий режим оформления сертификатов установлен в соответствии с п.20 TP ТС 018/2011, а требования к компонентам в составе полнокомплектного автомобиля зачастую жестче требований, приведенных в приложении №2.
Между тем, при обсуждении данного вопроса, эксперты не смогли прийти к единому мнению по возможному кругу заявителей на оформление сертификатов соответствия на компоненты, основанием для которых являются одобрения типа транспортного средства. Обсуждение данного вопроса будет продолжено на следующем заседании Рабочей группы.
Было отмечено отсутствие возможности внесения информации в ФГИС о проведении работ по данной схеме. В связи с вышеизложенным рабочая группа обращается в Росаккредитацию с просьбой рассылки соответствующих разъяснений для аккредитованных лиц в сфере оценки соответствия колесных транспортных средств
4. Подготовка предложений по единой терминологии в части применения TP ТС 018/2011 (Юрасова JI.B., Селеменев П.С.)
Экспертами был доведена информация о затруднениях, возникающих с связи с отсутствием единой терминологии в части «мест осуществления деятельности», а также «мест проведения временных работ».
Участникам рабочей группы в срок до 28.06.2017 г. представить свои предложения по определению единой терминологии для подготовки соответствующих разъяснений.
5. Подготовка перечня оборудования, необходимого для сферы оценки соответствия транспортных средств в части систем экстренного реагирования при авариях. (Юрасова Л.В., Гладких В.М., Бурлак А.А.).
На рассмотрение участников рабочий группы был представлен перечень средств измерений (СИ), испытательного (ИО) и вспомогательного (ВО) оборудования, необходимых для проведения сертификационных испытаний устройств/систем вызова экстренных оперативных служб.
Представители Росаккредитации отметили целесообразность наличия такого перечня, способного оказать поддержку при проведении аккредитации лиц в сфере оценки соответствия колесных транспортных средств.
Вместе с тем экспертами были подняты вопросы статуса и последующей актуализации указанного перечня, а также отмечена недопустимость упоминания конкретных наименований средств измерений, испытательного и вспомогательного оборудования.
6. О признании Сообщений по Правилам ООН № 129 «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения усовершенствованных детских удерживающих систем» как эквивалент Правилам ООН № 44 «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения удерживающих устройств для детей, находящихся в механических транспортных средствах ("детские удерживающие системы")» ( Кисуленко Б.В.)
Доведена информация о том, что начиная с 2013 года в рамках Женевского Соглашения 1985 г. вступили в действие Правила ООН № 129. В настоящее время европейские производители детских удерживающих систем проходят процедуру сертификации согласно предписаниям указанных Правил. Вместе с тем в Приложении 10 TP ТС 018/2011 упомянуты только Правила ООН №44, которые являются предыдущей генерацией требований к детским удерживающим устройствам. В связи с изложенным Центру испытаний «НАМИ» подготовить анализ уровней требований соответствующих Правил для дальнейшего рассмотрения этого вопроса на межведомственной рабочей группы Росаккредитации - Росстандарта.
7. О возможных последствий присоединения Российской Федерации к договоренностям о взаимном признании результатов аккредитации Азиатско-Тихоокеанской организации по аккредитации лабораторий (APLAC MRA) ( Кисуленко Б.В, Бурлак А.А.).
Экспертам группы была доведена информация о присоединении к договоренности о взаимном признании Азиатско-Тихоокеанской организации по аккредитации лабораторий (APLAC MRA).
Ряд экспертов отметил, что такое присоединение несет потенциальные риски в виде неконтролируемого доступа на рынки стран-участниц Таможенного союза недоброкачественной продукции из Азиатско - Тихоокеанского региона. Также было отмечено противоречие с положением TP ТС 018/2011 о признании протоколов испытаний, выданных только испытательными лабораториями, аккредитованными государствами - членами Таможенного союза, либо заявленными в качестве технических служб государствами - участниками Женевского Соглашения 1958 года
Представитель Росаккредитации пояснил, что членство в APLAC не дает автоматического доступа зарубежной продукции на рынки стран-участниц Таможенного союза, поскольку для каждой страны и группы товаров существует собственный регуляторный режим. Следующим шагом после присоединения к APLAC будет проведение двусторонних консультаций по программам взаимной аккредитации и выработка дорожных карт практически для всех видов продукции.
8. О месте и дате следующего заседания рабочей группы (Загарин Д.А., Бурлак А.А.).
Следующее заседание рабочей группы состоится 21 сентября 2017 г. в 10.00 в Федеральной службе по аккредитации по адресу: Москва, ул. Вавилова, д.7.