Начиная со второй половины 2022 года испытательные лаборатории и, соответственно, собственники транспортных средств, столкнулись с тем, что подразделения ГИБДД отказывались менять категорию транспортного средства при прохождении процедуры внесения изменений в конструкцию транспортного средства, оставляя прежнюю категорию. Рассмотрим данную ситуацию на примере изменения категории D M2 на В М1. К примеру, если владелец транспортного средства, имеющий в собственности автомобиль категории D М2 (к примеру, Hyundai Grand Starex) путем демонтажа нескольких пассажирских сидений планировал перевести автомобиль в категорию В М1, то автовладельцу либо отказывали во внесении изменений в конструкцию, либо указывали в новом свидетельстве о регистрации категорию В М2. Что это означает? Это означает, что автовладельцу достается в наследство техосмотр в присутствии инспектора дважды в год и, возможно, выполнение требований, касающихся тахографа.
Относительно приведенного выше примера, позиция ГИБДД такова: «Перечень требований, установленных в отношении типов выпускаемых в обращение транспортных средств и категорий транспортных средств (в том числе М2 и М1) к которым они применяются, приведены в приложении № 2 к Техническому регламенту. Так, например, применительно к транспортным средствам категории М1 определены требования в отношении травмобезопасности рулевого управления (пункт 10) и внутреннего оборудования (пункт 18), наружных выступов (пункт 22), расположения педалей управления (пункт 28), защиты водителя и пассажиров при фронтальном ударе (пункт 75) и боковом (пункт 98), стеклоочистителей и стеклоомывателей (пункт 106). При этом данные требования не применяются к транспортным средствам категории М2.
…….
С учетом положений пунктов 8-10 примечания к Приложению № 2 Технического регламента уменьшение количества пассажирских сидений в транспортном средстве категории М2 не влечет за собой изменение его категории, изменяется лишь категория управления, установленная Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения. Таким образом, изменение категории транспортных средств возможно при соблюдении процедур, предусмотренных главой V Технического регламента, путем оценки соответствия требованиям, предъявляемым к соответствующим категориям транспортных средств, в том числе и в рамках раздела 2 с оформлением свидетельства о безопасности конструкции транспортных средств».
Другими словами, помимо подтверждения категории транспортного средства Одобрением типа транспортного средства (ОТТС), требуется проведение испытаний и (или) измерений параметров, подтверждающих оценку соответствия требованиям, предъявляемым к соответствующей категории транспортного средства.
Здесь стоит отметить, что согласно п.16 Раздела IV «Требования безопасности» ТР ТС 018/2011:
16. Реализация требований безопасности обеспечивается выполнением Правил ЕЭК ООН, Глобальных технических правил, непосредственно положений настоящего технического регламента в соответствии с:
1) пунктами 11-15 и приложениями N 2 и 3 - в отношении типов выпускаемых в обращение транспортных средств (шасси);
2) пунктами 11 - 15 и приложениями N 4 и 8 - в отношении выпускаемых в обращение единичных транспортных средств;
3) приложением N 5 - в отношении габаритных и весовых ограничений выпускаемых в обращение транспортных средств;
4) приложением N 6 - в отношении выпускаемых в обращение специальных и специализированных транспортных средств с учетом их функционального назначения;
5) пунктами 11 - 14 и приложением N 8 - в отношении находящихся в эксплуатации транспортных средств;
6) приложением N 9 - в отношении находящихся в эксплуатации транспортных средств в случае внесения изменений в их конструкцию.
Таким образом, применять требования Приложения 2 ТР ТС 018/2011, Приложения 3 ТР ТС 018/2011, в отношении находящихся в эксплуатации транспортных средств в случае внесения изменений в их конструкцию недопустимо.
Согласно Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011), утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 09 декабря 2011 г. № 877:
Техническая экспертиза конструкции транспортного средства - анализ конструкции транспортного средства и технической документации на него без проведения испытаний.
Таким образом, часть требований по проведению указанных испытаний противоречат данному определению. А именно: защита водителя и пассажиров при фронтальном и боковом столкновениях, обеспечение защиты пешеходов, расположение педалей управления, стеклоочистители и стеклоомыватели. Так, защита водителя и пассажиров при фронтальном и боковом столкновениях, обеспечение защиты пешеходов – испытания, предусматривающие разрушающий характер. Это означает, что для проведения данных испытаний требуется наличие дополнительных идентичных автомобилей, которые в результате проведения испытаний будут уничтожены.
Требования в отношении стеклоочистителей и стеклоомывателей предусматривают проведение испытаний, указанных в Приложении 3 ТР ТС 018/2011. В свою очередь, применять требования Приложения 3 ТР ТС 018/2011 в отношении находящихся в эксплуатации транспортных средств в случае внесения изменений в их конструкцию недопустимо. Требования в отношении расположения педалей управления предусматривают проведение испытаний, указанных в Приложении 2 ТР ТС 018/2011. В свою очередь, применять требования Приложения 2 ТР ТС 018/2011 в отношении находящихся в эксплуатации транспортных средств в случае внесения изменений в их конструкцию недопустимо.
Согласно пункту 65 Перечня международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011) и осуществления оценки соответствия объектов технического регулирования, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25 декабря 2018 г. № 219 (ред. от 29 сентября 2020 г.) при проведении работ по оценке внесения изменений в конструкцию находящихся в эксплуатации транспортных средств с 1 июля 2021 г. предусмотрено применение ГОСТ 33670-2015 «Автомобильные транспортные средства единичные. Методы экспертизы и испытаний для проведения оценки соответствия». Указанный стандарт содержит методы проведения экспертизы и испытаний различных показателей безопасности транспортного средства, которые применяются для тех или иных изменений, вносимых в конструкцию находящихся в эксплуатации транспортных средств.
Для соответствия транспортного средства категории М1, согласно ГОСТ-33670-2015 «Автомобильные транспортные средства единичные. Методы экспертизы и испытаний для проведения оценки соответствия» должны быть проведены следующие испытания и измерения: оценка соответствия требованиям к устройствам освещения и световой сигнализации (п. А.8.12.3, А.8.12.4 ГОСТ 33670-2015), оценка соответствия требованиям к травмобезопасности наружных выступов ТС (п. А.16 ГОСТ 33670-2015), оценка соответствия требованиям к травмобезопасности рулевого управления (п. А.17.1 ГОСТ 33670-2015), оценка соответствия требованиям к травмобезопасности внутреннего оборудования ТС (п. А.18 ГОСТ 33670-2015), оценка соответствия требованиям к рулевому управлению (п.А.24.3 ГОСТ 33670-2015), оценка соответствия требованиям к тормозной системе (п. А.5 ГОСТ 33670-2015), оценка соответствия требованиям к дверям, замкам и петлям (п.А.15 ГОСТ 33670-2015).
На основании вышесказанного, считаем, что после внесения изменений в конструкцию ТС, после проведения проверки безопасности с проведением неразрушающих испытаний и получением положительного результата, а также при подтверждении категории транспортного средства Одобрением типа транспортного средства (ОТТС), транспортное средство будет относиться к категории «M1», при этом безопасность конструкции транспортного средства после внесения изменений будет соответствует требованиям настоящего технического регламента в отношении находящихся в эксплуатации транспортных средств в случае внесения изменений в их конструкцию, действовавшим на момент выпуска данного транспортного средства в обращение.