Разъяснение в отношении замены штатного переднего пластмассового бампера на металлический Поставленный вопрос:
В Межрайонное отделение Государственной инспекции безопасности дорожного движения технического надзора и регистрационно-экзаменационной работы Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Москве поступают обращения по вопросу внесения изменений в конструкцию транспортных средств категории М1 и N1, путем установки вместо штатных передних бамперов, изготовленных из стали или других материалов с аналогичными прочностными характеристиками. Учитывая, что установка переднего металлического бампера взамен штатного пластмассового безусловно влияет на характеристики пассивной безопасности транспортного средства при лобовом столкновении и требует дополнительной оценки соответствия, просим Вас разъяснить:
- какие параметры безопасности подлежат данной проверке;
- какие сведения о соответствии металлических бамперов и каким правилам ЕЭК ООН должны быть отражены в заключении предварительной технической экспертизы и протоколе экспертизы безопасности транспортного средства;
- если бамперы оценку соответствия в составе транспортного средства не проходили, является ли наличие сертификата соответствия , выданного аккредитованным органом по сертификации основанием для подтверждения соответствия устанавливаемых компонентов требованиям Технического регламента.
Ответ на поставленный вопрос:
Замена штатного бампера на бампер с иными свойствами и материалом, который не предусмотрен конструкцией базового транспортного средства (ТС) требует проведения оценки соответствия в составе данного ТС.
1. Бамперы, устанавливаемые на колесные транспортные средства, согласно п. 29 Приложения № 10 ТР ТС 018/2011, подлежат оценке соответствия в форме обязательной сертификации на соответствие требованиям:
- Правил ЕЭК ООН № 26 «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении их наружных выступов»;
- Правил ЕЭК ООН № 42 «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении устанавливаемых на них передних и задних защитных устройств (бамперы и т.д.)
- Правил ЕЭК ООН № 61 «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения грузовых транспортных средств в отношении их наружных выступов, расположенных перед задней панелью кабины водителя».
В сертификате на данные компоненты должно быть указано:
СООТВЕТСТВУЕТ ТРЕБОВАНИЯМ Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011).
В приложении к сертификату указываются артикулы (модели) бамперов, марки и модели транспортных средств, в составе которых они проходили (могли проходить) оценку соответствия.
2. Подтверждением допустимости вносимых в конструкцию ТС изменений, является оформленное аккредитованной на раздел 4 (п.75-80) ТР ТС 018/2011 испытательной лабораторией - «Заключение предварительной технической экспертизы…» и «Протокол…» в тексте, которого подробно описаны вносимые изменения и предъявляемые к транспортному средству требования.
Основные требования, которые должны выполняться при замене бамперов:
Правила ЕЭК ООН № 26:
п.5.3 Наружная поверхность транспортного средства не должна иметь выступающих наружу частей, которые могут зацепить пешеходов, велосипедистов или мотоциклистов.
п.6.5.1 Концы бамперов загибаются в направлении наружной поверхности таким образом, чтобы свести к минимуму опасность зацепления окружающих предметов. Это требование считается выполненным, если для бампера предусмотрено специальное углубление в кузове, если он составляет с кузовом единое целое или если его край загнут таким образом, что он не может соприкоснуться с шаром диаметром 100 мм и что расстояние между его краем и кузовом не превышает 20 мм.
п.6.5.2 Если линия бампера, которая соответствует внешнему контуру вертикальной проекции автомобиля, проходит по жесткой поверхности, то минимальный радиус этой поверхности кривизны должен составлять 5 мм во всех ее точках, расположенных на расстоянии до 20 мм от линии контура внутрь, а во всех остальных случаях минимальный радиус кривизны должен составлять 2,5 мм. Это положение применяется к той части зоны, расположенной на расстоянии до 20 мм от линии контура внутрь, которая находится спереди (или сзади, в случае заднего бампера) между точками касания с контурной линией двух вертикальных плоскостей, каждая из которых образует с продольной плоскостью симметрии транспортного средства угол в 15°.
Правила ЕЭК ООН № 42
п.6.1 Поверхности защитных устройств спереди и сзади транспортного средства, которые, вероятнее всего, могут войти в соприкосновение с другими предметами, должны быть покрыты резиной или подобным материалом, обладающим твердостью не более 60 единиц А по Шору, либо изготовлены из такого материала.
ТР ТС 018/2011:
3.6. Требования к травмобезопасности наружных выступов транспортных средств категорий М1, N, L6 и L7.
3.6.8. Буксирные сцепки и лебедки (при наличии) не выступают за переднюю поверхность бампера. Допускается, чтобы лебедка выступала за переднюю поверхность бампера, если она закрыта соответствующим защитным элементом, имеющим радиус закругления на менее 2,5 мм.
При всем при этом, должны выполнятся требования раздела IV ТР ТС 018/2011:
п.11. Запрещается установка на транспортные средства категорий М1 и N1 конструкций (элементов защиты радиатора и фар - примечание ИЛ), выступающих вперед относительно линии бампера, соответствующей внешнему контуру проекции транспортного средства на горизонтальную плоскость опорной поверхности, изготавливаемых из стали или других материалов с аналогичными прочностными характеристиками. Данное требование не распространяется на конструкции, предусмотренные штатной комплектацией транспортного средства и (или) прошедшие оценку соответствия в установленном порядке, а также на металлические решетки массой менее 0,5 кг, предназначенные для защиты только фар, и государственный регистрационный знак, и элементы его крепления.
При выполнении вышеперечисленных требований, считаем допустимым замену штатных бамперов на металлические или из иного материала.
3. Наличие сертификата соответствия на свойство компонента (бампера), упрощает оценку соответствия, но не отменяет ее полностью.
Однако, пункт 77 ТР ТС 018/2011 определяет, что транспортные средства не подлежат индивидуальной проверке безопасности внесенных в конструкцию изменений при установке на транспортное средство компонентов:
- предназначенных для этого транспортного средства и прошедших оценку соответствия в составе данного транспортного средства, что подтверждено документацией изготовителя компонентов;
- предусмотренных изготовителем транспортного средства в эксплуатационной документации.
Таким образом, в случае предоставления документа (сертификата соответствия на свойство транспортного средства), подтверждающего проведение сертификации установленных компонентов в составе соответствующего типа ТС, проверку безопасности внесенных в конструкцию изменений индивидуального
транспортного средства возможно не проводить на основании пункта 77 ТР ТС 018/2011.
Указание в документации (например, руководстве по установке бампера, руководстве по эксплуатации ТС), изготовителя ТС или изготовителя бампера о том, что данные компоненты предназначены для установки на транспортные средства данного типа, подтверждает безопасность соответствующей установки в том случае, когда установленные компоненты имеют идентификационные признаки (маркировку, указывающую на изготовителя, идентификационный код модели и т.п.), позволяющие установить их соответствие представленной документации.
Указанная в пункте 3 настоящего письма информация, относительно п. 77 ТР ТС 018/2011 актуальна при условии, отсутствия на устанавливаемом на транспортное средство бампере других компонентов, например: лебедки, роликов тросоукладки, съемных буксировочных проушин, светотехнических приборов, фар рабочего освещения, с которыми бампер не проходил оценку соответствия в составе данного типа ТС.
- Разъяснение в отношении замены штатного переднего пластмассового бампера на металлический_ страница 1
- Разъяснение в отношении замены штатного переднего пластмассового бампера на металлический_ страница 2
- Разъяснение в отношении замены штатного переднего пластмассового бампера на металлический_ страница 3